1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств
Инновации в настоящее время внедряются главным образом на крупных предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций. По количеству поданных заявок на изобретение Чувашская Республика находится на 11-м месте в Приволжском федеральном округе.
Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 25 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО - 103 человека, по Российской Федерации - 138, по странам Европейского Союза - 100 - 150).
Основным типом инноваций в Чувашской Республике пока еще являются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации (ноу-хау).
2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг
Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%).
Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.
3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей
Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены водной эрозии.
Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов.
Высокая степень износа материально-технической базы требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.
4. Неразвитость рынка земли
Земля - один из важнейших ресурсов социально-экономического и градостроительного развития. Отсутствие свободной купли-продажи земли негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя, расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов, в том числе в агропромышленный комплекс.
Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков.
В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы - предоставления кредита под залог земельного участка. Для второй части, связанной с переводом земли в ликвидные активы, существуют не урегулированные законодательством отношения, являющиеся серьезными препятствиями.
Одна из нерешенных проблем - наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время размер такой пашни составляет 75,2 тыс. га, или 9,9% от общей площади.
По данным Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2007 г. в государственной собственности находилось 1208,6 тыс. га земель (65,88% земельного фонда республики), в муниципальной собственности - 0,3 тыс. га земель (0,02% земельного фонда), в собственности юридических лиц - 2,3 тыс. га земли (0,1% земельного фонда), в собственности граждан - 623,1 тыс. га (33,9% земельного фонда).
Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершить процессы разграничения и регистрации прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики.
Необходимость завершения в наикратчайшие сроки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 года N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" работ по мониторингу и кадастровой оценке земель с целью создания информационной базы данных по их состоянию и перспективам использования является основой для эффективного функционирования рынка земли.
Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.
5. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг
Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, V категорий и внекатегорийные дороги.
В ходе реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года" в 2006 году 32 сельских населенных пункта соединены автомобильными дорогами общего пользования. В настоящее время 454 сельских населенных пункта, или 26,4%, не имеют круглогодичной связи с основной сетью дорог общего пользования. Для соединения их с сетью дорог общего пользования необходимо построить более 1,0 тыс. км местных дорог. Это будет способствовать комплексному освоению территорий, прилегающих к городам и районным центрам, в которых сконцентрирован основной производственный потенциал Чувашской Республики, увеличению мобильности сельских жителей и вовлечению рекреационных зон Чувашской Республики в процесс организации отдыха жителей и гостей республики.
Высокий износ пассажирского парка государственного и муниципальных перевозчиков приводит к сокращению социально значимой маршрутной сети, отрицательно сказываясь на безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. В преддверии вступления России в ВТО подвижной состав транспорта общего пользования должен соответствовать мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям по токсичности.
В целях улучшения качества обслуживания пассажиров необходимо построить новые и реконструировать действующие автовокзалы и автостанции.
Отсутствие постоянного воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность Чувашии, особенно для крупных инвесторов.
Уровень развития инфраструктуры речных портов республики не позволяет в полной мере использовать имеющийся логистический потенциал региона из-за недостаточной глубины судового хода одной из главных транспортных артерий России - р. Волги. До настоящего времени не реализована стратегически важная задача создания единого глубоководного пути с гарантированной глубиной судового хода по международному транспортному коридору "Север - Юг" по причине отсутствия решения Правительства Российской Федерации по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 метров.