S (сильные стороны) | W (слабые стороны) |
Формирование на территории Чувашской Республики центра управления машиностроительными активами (ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы"); известные на российском и мировом рынках бренды отдельных предприятий ("Четра"); более 50% от общего количества предприятий Чувашской Республики, получивших сертификаты соответствия международным стандартам качества ISO 9000, составляют предприятия машиностроения; наличие собственных сбытовых сетей, представительств, консигнационных складов в регионах Российской Федерации, дилерской сети в странах СНГ у большинства предприятий отрасли (ОАО "Промтрактор", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" и др.); открытие региональных сервисных центров для обслуживания сложной техники (ОАО "Промтрактор", ОАО "Завод электроники и механики"); внедрение: современного высокопроизводительного оборудования ведущих мировых производителей (ОАО "Промтрактор", ООО "Промтрактор-Промлит", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Текстильмаш", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей", ОАО "Канашский автоагрегатный завод" и др.). В результате коэффициент обновления основных средств обрабатывающих производств (9,1%) превысил средний показатель по Чувашской Республике (5,2%); современных управленческих технологий: системы "5S", "Точно в срок", "Бережливое производство" (ОАО "Промтрактор", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей"); организация совместных производств с мировыми лидерами; развитая сеть учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для отрасли: 15 учреждений начального профессионального образования, 9 средних специальных и 4 высших учебных заведения. Подготовка ведется по 30 инженерно-техническим специальностям; наличие ресурсных центров для подготовки специалистов отрасли на базе ГОУ НПО "Чебоксарский профессиональный лицей" - "Прикладные технологии", ГОУ НПО "Профессиональное училище - 19" - "Квалитет"; выпуск облигаций и выход на фондовые рынки (ОАО "Промтрактор"), дополнительный выпуск акций (ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей"); возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств; наличие долгосрочных программ (проектов) и стратегических соглашений с крупными потребителями (ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром" и др.); формирование и развитие новых отраслей, в том числе современного отечественного вагоностроения | Значительная степень износа основных фондов (48,4%); недостаточный уровень инновационной активности предприятий; низкая общая культура производства; отсутствие логистических центров (терминалов) на территории Чувашской Республики; "информационная закрытость" товаропроизводителей, недостаточное количество рекламных материалов, размещаемых в средствах массовой информации; слабая сервисная поддержка всех этапов жизненного цикла сложных изделий; сокращение промышленно-производственного персонала предприятий при продолжающемся его старении: средний возраст работающих - 45 лет; нарастание дефицита инженерно-технического персонала, персонала рабочих специальностей, особенно в малых городах (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля); несоответствие между уровнями подготовки кадров в учебных заведениях и применяемыми технологиями (25% работодателей оценивают уровень подготовки выпускников как низкий, 65% - как средний); преобладание в структуре затрат на производство материальных затрат (66,1% от общей суммы затрат на производство, что в 1,5 раза выше, чем в зарубежных странах); недостаточно развитая система страхования рисков |
O (возможности) | T (угрозы) |
Наличие долгосрочных программ и стратегических соглашений с крупными потребителями; разработка новых (композитных и других) материалов; возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств; образование контрактных групп (коммерческих соглашений); вхождение на российский рынок иностранных партнеров и создание сборочных производств с целью организации поставок комплектующих на новые производства; возможность расширения производства ввиду недостаточного уровня загрузки производственных мощностей в организациях; проведение мероприятий по экологизации продукции за счет внедрения международных стандартов качества; выход на глобальные рынки в связи со вступлением России в ВТО | Перенос центра финансовой ответственности за пределы Чувашской Республики; высокая специализация (в номенклатуре производимой продукции доминирует одна позиция); высокая зависимость от результатов работы российского автопрома; значительный рост цен на материальные ресурсы; усиление конкуренции на традиционных рынках в связи со вступлением России в ВТО |
Проектные направления:
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
реализация заключенных соглашений о сотрудничестве со стратегическими партнерами (ОАО "РЖД", ОАО "РусГидро", ГК "Росатом" и др.);
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
участие в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, в том числе государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
(в ред. Закона Чувашской Республики от 16.08.2016 N 54)
в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий:
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
модернизация, техническое перевооружение и автоматизация литейного производства, внедрение новых технологий при производстве высокопрочных сталей, а также выпуске сплавов черных металлов нового поколения, включая специальные стали и сплавы, а также металлопродукцию массового назначения со значительным повышением уровня физико-механических и эксплуатационных свойств;
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
разработка новых и совершенствование существующих технологий переработки отходов металлургического производства с повышением экологической безопасности их размещения и содержания;
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
в производстве машин и оборудования:
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
дальнейшая диверсификация производства, освоение серийного выпуска новых модификаций бульдозеров, экскаваторов, комбайнов, самосвалов;
(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
повышение надежности и эксплуатационных характеристик выпускаемой техники, оснащение ее бортовым навигационно-связным оборудованием с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
(абзац введен Законом Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
разработка и выпуск машин и оборудования нового поколения, в том числе роботизированных;
(абзац введен Законом Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
в производстве транспортных средств и оборудования:
(абзац введен Законом Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
освоение серийного производства подвижных грузовых вагонов, запасных частей и комплектующих к автомобилям, судам, летательным и космическим аппаратам, тракторной технике, прочим транспортным средствам нового поколения;
(абзац введен Законом Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)
разработка и производство автомобильных кузовов, прицепов, полуприцепов и танк-контейнеров с применением современных конструкционных материалов, износостойких покрытий и новых инновационных технологий обработки материалов.