Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 16.08.2016)

III. СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Сценарные варианты развития

В результате проведенного анализа достигнутого уровня социально-экономических преобразований в Чувашской Республике, основных проблем и приоритетных направлений действий определены три основных сценария долгосрочного развития Чувашской Республики, являющихся наиболее вероятными в прогнозируемых на перспективу экономических условиях:

инерционный;

инвестиционный;

инновационно-активный.

Сценарии разработаны с учетом изменений внешних и внутренних условий и факторов экономического развития.

Описание первых двух сценариев развития Чувашской Республики приведено в приложении N 6.

Выбор целевого сценария

Инновационно-активный сценарий выбран в качестве целевого. Наряду с высокими темпами роста привлечения инвестиций он предусматривает усиление инновационной компоненты экономического роста на основе ускоренного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов, создания новой, более эффективной технологической базы с целью осуществления технологического прорыва в ведущих видах деятельности и секторах услуг, социальной и информационной сферах. Все это обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики, развитие конкурентоспособных территориально-производственных кластеров и, как следствие, достижение европейских стандартов уровня и качества жизни населения.

(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)

В данном сценарии предполагается значительный рост экономики со средним темпом прироста ВРП не менее 7 - 9%, что даст возможность обеспечить рост ВРП в 2007 - 2020 годах (в сопоставимых ценах) в 2,7 раза.

Динамичный рост экономики в рамках данного сценария позволит к 2010 году создать необходимые предпосылки для формирования в Чувашии мощного среднего класса. С учетом более высоких темпов развития денежные доходы населения увеличатся к 2020 году в 7,5 раза (реальные денежные доходы - в 3,3 раза), что значительно улучшит благосостояние населения.

Возможность существенного роста потребует как опережающего развития высокотехнологичного и информационного составляющих экономики, так и коренной модернизации традиционного обрабатывающего сектора. Этот сценарий в большей степени, чем другие, предполагает развитие экономики в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний.

Данным сценарием предусматривается поддержание темпов развития обрабатывающих производств не ниже 8 - 10% в год. Такая интенсивность структурных сдвигов означает создание уже в ближайшие годы нового, более мощного роста на базе обрабатывающих производств и сектора высокотехнологичных интеллектуалоемких услуг.

Основная особенность данного сценария связана с интенсивным изменением структуры инвестиций и производства в пользу информационного и высокотехнологичного сектора. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств увеличится с 9,8% в 2006 году до 25% в 2020 году.

Нормативная правовая база, регламентирующая инновационную деятельность, в Чувашии уже создана; функционирует соответствующая инновационная инфраструктура (технопарки, бизнес-инкубаторы, Венчурный фонд и т.д.); оказывается финансовая поддержка из республиканского бюджета Чувашской Республики на разработку и внедрение в серийное производство перспективных инновационных идей; формируется новая идеология инновационного развития.

Успех экономического роста будет определяться как реализацией программно-стратегического подхода к развитию ведущих секторов экономики, так и модернизацией традиционных секторов. С учетом анализа мирового опыта модель инновационно-активного развития Чувашской Республики концентрирует подходы, базирующиеся на интеллектуальном потенциале и активной позиции граждан. Знания и технологии выделены основным производственным ресурсом.

Необходимые изменения в структуре производства произойдут в основном на рубеже 2011 - 2020 годов в рамках инновационно-активного сценария развития, опирающегося на программный подход к инвестиционным и инновационным проектам, а также на осуществление комплекса регулирующих мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста отдельных ведущих секторов экономики. Будут заложены тенденции развития европейских стран, в которых упор делается на образование и здоровье населения, развитие науки, возможности раскрытия творческих способностей человека, способность генерировать высокую инновационную активность.

Динамичный рост экономики в рамках инновационно-активного сценария будет способствовать формированию и активизации в Чувашии многочисленного среднего класса, ускоренному развитию сектора малого и среднего бизнеса, механизмов венчурного финансирования, внедрению новых наукоемких технологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых основных фондах. При этом максимально эффективно должен использоваться имеющийся в Чувашской Республике потенциал.

Этот сценарий развития является наиболее предпочтительным и потому выбран в Стратегии в качестве целевого (рис.). При активных действиях органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и бизнеса к 2020 году будет обеспечен динамичный рост экономики, укрепятся позиции республики на российском и зарубежных рынках.

При выборе целевого сценария развития учтены следующие риски:

недостаток финансовых ресурсов для приоритетной поддержки инновационной сферы (один из способов устранения - участие в реализации приоритетных национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ);

(в ред. Закона Чувашской Республики от 30.12.2013 N 105)

низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики (один из способов устранения - трансформация сбережений населения в инвестиции);

жесткая конкуренция на мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода с инновационной продукцией на мировой рынок (один из способов - "заимствование" технологий);

недостаток кадрового потенциала; неполное соответствие уровня профессионализма рабочих и специалистов требованиям высокотехнологических производств (один из способов устранения - возврат на родину высококвалифицированных специалистов);

возможное влияние обновления производства на выпуск недоброкачественной продукции и вытеснение производства экологически чистой продукции (один из способов устранения - маркировка трансгенных и экологически чистых продуктов);

высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития (один из способов устранения - развитие транспортной и инженерной инфраструктуры отстающих районов).