В любом государстве есть дезадаптированные граждане, нуждающиеся в его помощи и поддержке. Лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы, оказывают крайне негативное влияние на состояние общественной безопасности и криминогенную ситуацию. Отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрату им многих социальных ролей и связей. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющиеся трудности их бытового и трудового устройства осложняют процесс их ресоциализации, что приводит к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан.
Доля рецидивной преступности в Чувашской Республике составляет 30,7 процента. При этом более двух третей ранее судимых лиц, вновь привлеченных к уголовной ответственности, не имели постоянного источника дохода.
Ежегодно из мест лишения свободы, расположенных на территории Чувашской Республики, освобождаются около 4 тыс. человек, более половины из которых остается проживать на территории республики. 96 процентов освободившихся составляют граждане трудоспособного возраста. Среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, - лица преклонного возраста, инвалиды, больные социально значимыми заболеваниями, утратившие социально полезные связи, ранее неоднократно судимые, отбывшие длительные сроки лишения свободы и другие, имеющие неодинаковые возможности для нормализации жизни, различные проблемы в процессе ресоциализации.
За 2009 год по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошло 8705 осужденных, в том числе 656 несовершеннолетних.
По состоянию на 1 января 2010 г. на учетах в инспекциях состоят 3816 осужденных, в том числе 213 несовершеннолетних.
Исполнение уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на ресоциализацию осужденных, в первую очередь трудовую реабилитацию осужденных без изоляции от общества.
В 2009 году охват трудом осужденных к исправительным работам по республике составил 91,7 процента, осужденных к обязательным работам - 96,3 процента. В целях трудоустройства осужденных с администрациями муниципальных районов и городских округов республики согласовываются и ежегодно формируются перечни организаций, где может быть использован труд осужденных к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ.
Однако возникает немало проблем с организацией и практической реализацией наказания в виде исправительных работ в рамках действующего законодательства.
Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и исполняются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденных. При этом законодательством не предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ. В условиях финансового кризиса возникают трудности в трудоустройстве осужденных в связи с повсеместными отказами в приеме на работу по причине отсутствия вакансий в организациях, расположенных на территории республики.
Немалые сложности возникают и при оформлении на работу осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также лиц без определенного места жительства, осужденных к данному виду наказаний, в связи с отсутствием у них документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и финансовых средств для прохождения медосмотра.
Проблема ресоциализации лиц, отбывших уголовные наказания, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, является важной комплексной социальной проблемой, требующей взаимодействия территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, общественности. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является создание специальной службы - государственной службы пробации, выполняющей как контрольно-репрессивные, так и социально-реабилитационные функции в отношении лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы, и освобожденных из мест лишения свободы.
Жизнь осужденных в местах лишения свободы строго регламентирована, что не позволяет им самостоятельно решать многие повседневные проблемы. Освободившись, каждый из них вынужден будет решать их самостоятельно, восстанавливая имевшийся до осуждения стереотип поведения.
За время пребывания в условиях изоляции от общества большинство осужденных утрачивает социально полезные связи, лишается жилья, многим практически заново приходится решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования. Как правило, эта категория граждан не имеет денежных средств для заключения договора найма жилого помещения и нуждается не только в материальной, но и в психологической помощи после освобождения. Создание предпосылок для ресоциализации, своевременное выявление социальных проблем осужденных и их решение - одна из задач исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администраций учреждений по оказанию им в этом содействия. Так, за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных на срок до 6 месяцев после вступления приговора в законную силу администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и органы службы занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Обеспечение при необходимости одеждой, продуктами питания освобождаемых осужденных, выплата единовременного денежного пособия, а также оплата проезда производятся администрацией исправительного учреждения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В процессе подготовки к освобождению администрациями исправительных учреждений осуществляются такие адаптационные мероприятия, как помощь в обращении за назначением пенсий (восстановление утраченных документов, подтверждение трудового стажа, оформление документов для назначения пенсии), подготовка документов на выплату единовременных денежных выплат осужденным, имеющим право на их получение, установление инвалидности, оформление паспортов гражданина Российской Федерации, страховых пенсионных свидетельств, направление в дома-интернаты, помощь в восстановлении контактов с родственниками и возвращении в семьи.
Кроме того, для разъяснения осужденным целей и задач пенсионной реформы, положений законодательства об обязательном пенсионном страховании, о пенсионном обеспечении, ведении индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также по вопросам, являющимся наиболее важными и актуальными для осужденных, в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике (далее - УФСИН России по Чувашской Республике) на основании заключенных с управлениями Пенсионного фонда Российской Федерации в городах и районах Чувашской Республики соглашений созданы справочно-консультационные пункты, услугами которых в 2009 году воспользовалось более 1500 осужденных.
Важнейшим направлением работы с гражданами, отбывающими наказание и освободившимися из мест лишения свободы, является помощь в подборе профессии, отвечающей склонностям и возможностям человека. Неконкурентоспособность на рынке труда данной категории лиц осложняет решение этого вопроса.
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Работодатели зачастую не желают принимать на работу ранее судимых не только из-за сокращения рабочих мест, уголовного прошлого лиц, отбывших наказание, но и в связи с их невысокой квалификацией. Указанная категория лиц чаще подвержена риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений оказания помощи в социальной адаптации этой категории лиц должно быть оказание содействия им в трудоустройстве.
Содействие занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Для оказания помощи в трудоустройстве после освобождения в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике созданы условия для получения осужденными, не достигшими 30 лет, общего полного образования. На сегодняшний день в них осуществляют свою деятельность 2 вечерние (сменные) общеобразовательные школы и 8 учебно-консультационных пунктов, которые имеют аккредитацию и лицензию сроком на 5 лет. С 1 сентября 2009 г. к обучению приступили 1143 осужденных.
В целях трудоустройства лиц, не имеющих профессии, в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике созданы и функционируют 3 федеральных бюджетных образовательных учреждения начального профессионального образования ФСИН России, а именно: ФБОУ НПО "Профессиональное училище N 114", ФБОУ НПО "Профессиональное училище N 115", ФБОУ НПО "Профессиональное училище N 116", и два филиала, в которых обучаются 780 осужденных. Обучение организовано по 12 специальностям: электросварщик ручной сварки, токарь, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинист крана (крановщик), стропальщик, слесарь-ремонтник автомобилей, столяр, слесарь-ремонтник, портной, швея, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, повар.
Администрациями исправительных учреждений также созданы условия для обучения осужденных по заочно-дистанционной форме в ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум", ФГОУ СПО "Вурнарский сельскохозяйственный техникум", ГОУ СПО "Мариинско-Посадский лесотехнический техникум", Чебоксарском филиале Современной гуманитарной академии, в которых обучаются 120 человек.
В целях социальной защиты и трудовой реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, оказания практической помощи в трудоустройстве заключено соглашение с Государственной службой занятости населения Чувашской Республики (далее - Госслужба занятости Чувашии) на период 2007–2010 годов.
В рамках заключенного соглашения о взаимном сотрудничестве во всех исправительных учреждениях действуют справочно-консультационные пункты, на выездных заседаниях которых проводится работа по разъяснению осужденным законодательства в области занятости, обсуждаются вопросы трудоустройства после освобождения, ситуация на рынке труда республики, возможности службы занятости по трудоустройству, профессиональному обучению, переподготовке и др.
Совместно с Госслужбой занятости Чувашии проводятся ярмарки вакансий рабочих мест. В 2009 году проведено 4 ярмарки вакансий, участниками которых стали более 600 осужденных.
Активное взаимодействие Госслужбы занятости Чувашии с УФСИН России по Чувашской Республике создает предпосылки для преемственности в их работе по трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания, в соответствии с законодательством о занятости населения пользуются всем спектром услуг, оказываемых органами службы занятости. В течение 2009 года в органы службы занятости населения Чувашской Республики обратились 480 лиц, ранее освободившихся из мест лишения свободы, из них 247 трудоустроено, направлен на профобучение 31 человек, трудоустроено на условиях временной занятости 73 человека, по программе для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 12 человек, на общественные работы – 47 человек.