КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2010 года N 85
О республиканской целевой программе "Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, в Чувашской Республике" на 2010-2012 годы
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2013 г. N 558
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 3}
В целях формирования и развития в Чувашской Республике системы ресоциализации лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, в Чувашской Республике" на 2010-2012 годы (далее – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство юстиции Чувашской Республики.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство юстиции Чувашской Республики.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики Н.Смирнов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, в Чувашской Республике" на 2010-2012 годы
{Паспорт программы в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 января 2011 г. N 3}
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, в Чувашской Республике" на 2010-2012 годы |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | поручение Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N ПР-444; |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство юстиции Чувашской Республики |
Основные разработчики Программы | - | Министерство юстиции Чувашской Республики, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике |
Цель и задачи Программы | - | цель Программы - ресоциализация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, на основе решения следующих задач: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | рост к 2012 году: |
Срок реализации Программы | - | 2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; |
Ожидаемые конечные результаты Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | реализация программных мероприятий позволит обеспечить: |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство юстиции Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в М инистерство юстиции Чувашской Республики ежегодно к 10 февраля до 2013 года. |
Республиканская целевая программа "Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, в Чувашской Республике" на 2010-2012 годы (далее – Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N ПР-444 и решения Координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 11 сентября 2009 г. "О взаимодействии территориальных органов Минюста России, ФСИН России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах ПФО, по вопросам ресоциализации осужденных".
Программа определяет цели, основные направления и задачи государственной политики, меры и механизмы, обеспечивающие формирование и развитие системы ресоциализации лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Система основных мероприятий, направленных на формирование и развитие системы ресоциализации лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, представлена в приложении N 1 к Программе.
В любом государстве есть дезадаптированные граждане, нуждающиеся в его помощи и поддержке. Лица, отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы, оказывают крайне негативное влияние на состояние общественной безопасности и криминогенную ситуацию. Отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрату им многих социальных ролей и связей. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющиеся трудности их бытового и трудового устройства осложняют процесс их ресоциализации, что приводит к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан.
Доля рецидивной преступности в Чувашской Республике составляет 30,7 процента. При этом более двух третей ранее судимых лиц, вновь привлеченных к уголовной ответственности, не имели постоянного источника дохода.
Ежегодно из мест лишения свободы, расположенных на территории Чувашской Республики, освобождаются около 4 тыс. человек, более половины из которых остается проживать на территории республики. 96 процентов освободившихся составляют граждане трудоспособного возраста. Среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, - лица преклонного возраста, инвалиды, больные социально значимыми заболеваниями, утратившие социально полезные связи, ранее неоднократно судимые, отбывшие длительные сроки лишения свободы и другие, имеющие неодинаковые возможности для нормализации жизни, различные проблемы в процессе ресоциализации.
За 2009 год по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошло 8705 осужденных, в том числе 656 несовершеннолетних.
По состоянию на 1 января 2010 г. на учетах в инспекциях состоят 3816 осужденных, в том числе 213 несовершеннолетних.
Исполнение уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на ресоциализацию осужденных, в первую очередь трудовую реабилитацию осужденных без изоляции от общества.
В 2009 году охват трудом осужденных к исправительным работам по республике составил 91,7 процента, осужденных к обязательным работам - 96,3 процента. В целях трудоустройства осужденных с администрациями муниципальных районов и городских округов республики согласовываются и ежегодно формируются перечни организаций, где может быть использован труд осужденных к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ.
Однако возникает немало проблем с организацией и практической реализацией наказания в виде исправительных работ в рамках действующего законодательства.
Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и исполняются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденных. При этом законодательством не предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ. В условиях финансового кризиса возникают трудности в трудоустройстве осужденных в связи с повсеместными отказами в приеме на работу по причине отсутствия вакансий в организациях, расположенных на территории республики.
Немалые сложности возникают и при оформлении на работу осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также лиц без определенного места жительства, осужденных к данному виду наказаний, в связи с отсутствием у них документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и финансовых средств для прохождения медосмотра.
Проблема ресоциализации лиц, отбывших уголовные наказания, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, является важной комплексной социальной проблемой, требующей взаимодействия территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, общественности. Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является создание специальной службы - государственной службы пробации, выполняющей как контрольно-репрессивные, так и социально-реабилитационные функции в отношении лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы, и освобожденных из мест лишения свободы.
Жизнь осужденных в местах лишения свободы строго регламентирована, что не позволяет им самостоятельно решать многие повседневные проблемы. Освободившись, каждый из них вынужден будет решать их самостоятельно, восстанавливая имевшийся до осуждения стереотип поведения.
За время пребывания в условиях изоляции от общества большинство осужденных утрачивает социально полезные связи, лишается жилья, многим практически заново приходится решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования. Как правило, эта категория граждан не имеет денежных средств для заключения договора найма жилого помещения и нуждается не только в материальной, но и в психологической помощи после освобождения. Создание предпосылок для ресоциализации, своевременное выявление социальных проблем осужденных и их решение - одна из задач исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администраций учреждений по оказанию им в этом содействия. Так, за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных на срок до 6 месяцев после вступления приговора в законную силу администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и органы службы занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Обеспечение при необходимости одеждой, продуктами питания освобождаемых осужденных, выплата единовременного денежного пособия, а также оплата проезда производятся администрацией исправительного учреждения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В процессе подготовки к освобождению администрациями исправительных учреждений осуществляются такие адаптационные мероприятия, как помощь в обращении за назначением пенсий (восстановление утраченных документов, подтверждение трудового стажа, оформление документов для назначения пенсии), подготовка документов на выплату единовременных денежных выплат осужденным, имеющим право на их получение, установление инвалидности, оформление паспортов гражданина Российской Федерации, страховых пенсионных свидетельств, направление в дома-интернаты, помощь в восстановлении контактов с родственниками и возвращении в семьи.
Кроме того, для разъяснения осужденным целей и задач пенсионной реформы, положений законодательства об обязательном пенсионном страховании, о пенсионном обеспечении, ведении индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также по вопросам, являющимся наиболее важными и актуальными для осужденных, в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике (далее - УФСИН России по Чувашской Республике) на основании заключенных с управлениями Пенсионного фонда Российской Федерации в городах и районах Чувашской Республики соглашений созданы справочно-консультационные пункты, услугами которых в 2009 году воспользовалось более 1500 осужденных.
Важнейшим направлением работы с гражданами, отбывающими наказание и освободившимися из мест лишения свободы, является помощь в подборе профессии, отвечающей склонностям и возможностям человека. Неконкурентоспособность на рынке труда данной категории лиц осложняет решение этого вопроса.
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Работодатели зачастую не желают принимать на работу ранее судимых не только из-за сокращения рабочих мест, уголовного прошлого лиц, отбывших наказание, но и в связи с их невысокой квалификацией. Указанная категория лиц чаще подвержена риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений оказания помощи в социальной адаптации этой категории лиц должно быть оказание содействия им в трудоустройстве.
Содействие занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
Для оказания помощи в трудоустройстве после освобождения в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике созданы условия для получения осужденными, не достигшими 30 лет, общего полного образования. На сегодняшний день в них осуществляют свою деятельность 2 вечерние (сменные) общеобразовательные школы и 8 учебно-консультационных пунктов, которые имеют аккредитацию и лицензию сроком на 5 лет. С 1 сентября 2009 г. к обучению приступили 1143 осужденных.
В целях трудоустройства лиц, не имеющих профессии, в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике созданы и функционируют 3 федеральных бюджетных образовательных учреждения начального профессионального образования ФСИН России, а именно: ФБОУ НПО "Профессиональное училище N 114", ФБОУ НПО "Профессиональное училище N 115", ФБОУ НПО "Профессиональное училище N 116", и два филиала, в которых обучаются 780 осужденных. Обучение организовано по 12 специальностям: электросварщик ручной сварки, токарь, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинист крана (крановщик), стропальщик, слесарь-ремонтник автомобилей, столяр, слесарь-ремонтник, портной, швея, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, повар.
Администрациями исправительных учреждений также созданы условия для обучения осужденных по заочно-дистанционной форме в ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум", ФГОУ СПО "Вурнарский сельскохозяйственный техникум", ГОУ СПО "Мариинско-Посадский лесотехнический техникум", Чебоксарском филиале Современной гуманитарной академии, в которых обучаются 120 человек.
В целях социальной защиты и трудовой реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, оказания практической помощи в трудоустройстве заключено соглашение с Государственной службой занятости населения Чувашской Республики (далее - Госслужба занятости Чувашии) на период 2007–2010 годов.
В рамках заключенного соглашения о взаимном сотрудничестве во всех исправительных учреждениях действуют справочно-консультационные пункты, на выездных заседаниях которых проводится работа по разъяснению осужденным законодательства в области занятости, обсуждаются вопросы трудоустройства после освобождения, ситуация на рынке труда республики, возможности службы занятости по трудоустройству, профессиональному обучению, переподготовке и др.
Совместно с Госслужбой занятости Чувашии проводятся ярмарки вакансий рабочих мест. В 2009 году проведено 4 ярмарки вакансий, участниками которых стали более 600 осужденных.
Активное взаимодействие Госслужбы занятости Чувашии с УФСИН России по Чувашской Республике создает предпосылки для преемственности в их работе по трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания, в соответствии с законодательством о занятости населения пользуются всем спектром услуг, оказываемых органами службы занятости. В течение 2009 года в органы службы занятости населения Чувашской Республики обратились 480 лиц, ранее освободившихся из мест лишения свободы, из них 247 трудоустроено, направлен на профобучение 31 человек, трудоустроено на условиях временной занятости 73 человека, по программе для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 12 человек, на общественные работы – 47 человек.
Часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основывающейся на специальных методиках и подходах.
Осужденные без определенного места жительства, отбывшие наказание в исправительных учреждениях в Чувашской Республике, направляются в государственное учреждение "Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий", где им предоставляются временная работа, питание, медицинская, психологическая и социальная помощь, при необходимости - юридические консультации. За 2009 год в данное учреждение направлено 15 осужденных без определенного места жительства, освободившихся из исправительных учреждений.
Основными причинами отсутствия места жительства у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, являются тюремное заключение (до 1995 года каждый осужденный на срок более 6 месяцев автоматически выписывался с места жительства); махинации с недвижимостью; семейные проблемы; личный осознанный выбор (алкоголизм, наркомания, бедность, долги); увольнение из организации, предоставившей ведомственное жилье, и др.
Тем не менее исправительные учреждения при всех проведенных мероприятиях по подготовке осужденных к освобождению не в состоянии полностью решить вопросы социальной адаптации и ресоциализации после освобождения.
Вместе с тем действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи освобожденным, отношения государства и освобожденного лица после завершения исполнения наказания и не определяет порядок оказания социальной помощи.
В настоящее время в структуре органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления отсутствуют какие-либо службы, оказывающие содействие лицам, отбывшим наказание, в их полноценном возвращении в общество, не создан также механизм взаимодействия этих органов по данному направлению.
Учет лиц без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы, нуждающихся в предоставлении жилья, в том числе временного, на период трудоустройства, не организован. Количество мест, куда эти граждане могут быть определены на временное проживание, ограничено.
Следовательно, вопросы ресоциализации носят комплексный характер и требуют консолидации сил и средств органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, межведомственного взаимодействия.
Среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане. Многие из них, встав на путь исправления, не желают возвращаться в семьи, где неблагоприятная обстановка может вынудить подростка вновь совершить преступление. Положение усугубляется тем, что несовершеннолетним невозможно устроиться на работу без помощи органов социальной защиты. Не имея жилья и опеки со стороны взрослых, 30 процентов освободившихся подростков повторно совершают преступления.