Недействующий

О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года


Приложение N 5
к Стратегии "Чувашия - биорегион"
до 2020 года

SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ БИОЭКОНОМИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики

от 27.01.2011 N 20)

Факторы

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Внутренняя среда

1

2

3

Элементная база для развития биотехнологий

- Формируется системаспециализированного образования вобласти биотехнологий, созданыспециализации высокотехнологичныхнаправлений подготовкиспециалистов на базе вузовреспублики - Популяризация биотехнологийсреди молодого поколения,вовлечение в научные разработки итворческие проектыбиотехнологического профилястудентов и школьников республики - Сформирована развитаяинновационная инфраструктура:бизнес-инкубаторы, технопарк,венчурный фонд, консультационныекабинеты, центры, патентная база,электронные информационныересурсы, научно-технологическиекомплексы, кластеры и т.д. - Разработана и действуетнормативная база в областиинновационного развития ЧувашскойРеспублики

- Десинхронизация рынка труда ирынка образовательных услуг.При подготовке специалистовучебные заведения высшегопрофессионального образованияориентируются в основном напожелания со стороны населения,а не на потребностиинновационной экономики ирынка. В связи с этимнеобходимые специалисты будутвыходить на рынок труда сопозданием на 5 - 8 лет.Недостаточный уровень экспортаи импорта технологий, знаний,образовательных услуг - Дисбаланс между спросомбизнеса на передовые технологиии недостаточными темпамиразвития исследований иразработок. По количествуполученных патентов в расчетена 1 млн. жителей ЧувашскаяРеспублика занимает 58-е местов рейтинге субъектов Российской Федерации - Отставания и диспропорции всфере создания и использованияпередовых производственныхтехнологий в совокупности страдиционной неразвитостьюмеханизмов коммерциализацииобъектов интеллектуальнойсобственности. Средний проценткоммерциализации НИОКРвузовской науки республикисоставляет 65%

Кадры

- Наличие свободной рабочей силы.Плотность населения республики -69,9 человека на 1 кв. км (самаявысокая в Приволжском федеральномокруге (ПФО) и одна из самыхвысоких в России) - более чемвдвое превышает среднюю плотностьпо ПФО, которая составляет 29человек на 1 кв. км - Достаточно высокий удельный веснаселения, занятого в экономике, -60,6% (при 61,4% в среднем по ПФО)- Низкая социальная конфликтность - Эффективно развивается системаобразования. Наличие Стратегииразвития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25

- Дешевый труд - доля годовогофонда заработной платы в объемеВРП по республике 43,7% (вразвитых странах - 75%) - Обострение демографическойситуации. Ежегодно численностьнаселения в Чувашии сокращаетсяна 4,4 тыс. человек. Показателиестественной убыли в 2008 году(-) 3469, в 2009 году (-) 1399чел. - Миграция специалистов вМоскву и другие регионы - Неэффективная занятость населе - Инновационный рынок трудануждается в специалистах,обладающих междисциплинарнымизнаниями, умеющих быстроперепрофилироваться, приниматьэффективные и оправданныерешения в динамично меняющихсяусловиях, работать вполикультурных средах и т.д.При переходе от традиционногоиндустриального общества кпостиндустриальному необходимобыстрое реагирование системыобразования на эти измененияувеличением количествавысокотехнологичных специальностей, ростом гибкихмеждисциплинарных иинтердисциплинарных формобучения, переходом отквалификаций к компетенциям

Ресурсный потенциал биоэкономики

- Потенциалом для развитиябиоиндустрии в ЧувашскойРеспублике является введение воборот неиспользуемыхсельскохозяйственных угодий. Внастоящее время более 65 тыс. гасельхозугодий в ЧувашскойРеспублике не задействованы. Однимиз сильных стимулов развитиясельского хозяйства являетсясоздание перерабатывающихпроизводств, которые будутработать на местном сырье - Ресурсным потенциалом дляразвития биоэкономики в ЧувашскойРеспублике являются переработкабиологических отходовживотноводства (птицеводства) иполучение электрической и тепловойэнергии в процессе их утилизации.Кроме того, отходыживотноводческой отрасли можноиспользовать для получениявысококачественных органическихудобрений, которые в свою очередьобеспечат потребностирастениеводческого сектора

- Низкий уровень инновационнойактивности муниципальныхрайонов Чувашской Республики - Доля предприятий,производящих инновационныепродукты на основе био- инанотехнологий, в общемколичестве предприятий иорганизаций обрабатывающихпроизводств ЧувашскойРеспублики составляет 0,2% - Отрасль биотехнологийнаходится на этапе становления,что обусловливаетсяотносительно более высокимриском, чем в других наукоемкихотраслях. Многие рыночныесегменты для развитиябиоиндустрии необходимосоздавать "с нуля"

Технологические изменения и инновационная активность бизнеса

- Развитие продуктовых инноваций,обновление и расширениеноменклатуры выпускаемой продукциибольшинством организацийпромышленности в ЧувашскойРеспублике. Объемы отгруженной ин-новационной продукции в фактическидействующих ценах по отношению кбазовому 2004 году <1> в 2009 годувыросли в 5,8 раза - Модернизация промышленностиреспублики. Затраты крупных исредних организаций в ЧувашскойРеспублике на технологическиеинновации в 2009 году по отношениюк 2004 году увеличились в 3,8 раза- Доля отгруженной инновационнойпродукции в общем объемеотгруженной продукцииобрабатывающих производствувеличилась с 4,7% в 2004 году до12% в 2009 году - Созданы условия для реализациивысокоэффективных и приоритетныхинновационных проектов. За 2006 -2009 годы при непосредственнойгосударственной поддержке создано11 инновационных производств, изних 5 - в области био- инаноиндустрии. Выпущено уникальнойне только для республики, но и дляРоссийской Федерации инновационнойпродукции на общую сумму около3,4 млрд. рублей - Продолжается курс наинфраструктурные преобразованияинноватики. Создано 26 объектовинновационной инфраструктурытехнологического, ресурсного,информационно-консалтингового ифинансового профиля - Создан и функционирует Венчурный фонд Чувашской Республики. В 2010году поддержано для последующегофинансирования 2 проектабиоэкономики: "Созданиебиотехнологического комплекса попроизводству продуктов лизина исопутствующих кормовых продуктов";"Биофарминг"

- Повышение инновационнойактивности организацийэкономики Чувашской Республикисвязано не с коренными сдвигамив технологиях, а с улучшениемкачества управления,организационными инновациями, атакже ростом конкуренции ипостепенным вытеснением с рынканаиболее неэффективныхпредприятий. Использованиеполного спектра факторовинновационного роста ограниченонизкой восприимчивостью бизнесак любым нововведениям, особеннотехнологического характера. Врезультате не инновации влияютна развитие экономики, а,наоборот, при формированиистратегии инновационнойдеятельности предприятия чуткореагируют на макроэкономическуюстабильность в регионе истране. Как следствие, темпыинновационного развитияостаются недостаточными дляобеспечения глобальнойконкурентоспособности республики - Большинством организаций,особенно малого и среднегобизнеса, инновационнаядеятельность осуществляетсяситуативно. При наличии ростаинновационной активностипредпринимательского сектора вего затратах на технологическиеинновации доминируют расходы нановое оборудование при низкомспросе на исследования иразработки (удельный весорганизаций, осуществляющихтехнологические инновации, вобщем числе организаций вЧувашской Республике <2>составляет 14,2%, за рубежом -около 50%). В целом ресурсыпредпринимательского сектораориентированы в большей степенина закупку импортногооборудования, при этомпредлагаемые секторомисследований и разработокзнания в большей степенивостребованы за рубежом

Институциональныепреобразования

- Активная государственнаяподдержка развития малого бизнеса(0,4% в объеме бюджетных затрат) - Активность населения в созданиималого бизнеса, расширение видовдеятельности предпринимателей.Ежегодный рост числа малыхпредприятий на 10 - 14%. На 1 января 2009 г. в республикедействовало 55,5 тыс. субъектовмалого бизнеса. Растет объемвыпускаемой продукции, выполняемыхработ и услуг, улучшаются ихассортимент и качество за счетвнедрения новых технологий

- Неразвитостьинвестопроводящих структур - Значительные различия всоциально-экономическом развитии муниципальныхобразований. В целом более 70%всех малых предприятий ииндивидуальных предпринимателейсосредоточены в г. Чебоксары.Среди муниципальных районовмалый бизнес наиболее развит вЧебоксарском, Цивильском,Батыревском, Канашском районах - Преимущественно малый бизнесразвивается в сфере торговли иобщественного питания (40%),обрабатывающем производстве(15,8%), строительстве (14,5%)

Информационное пространство

- Формирование отраслей, связанныхс производством, обработкой итранспортировкой информационныхресурсов (программное обеспечение,консалтинговые услуги, новые видысвязи и электронные средствамассовой информации, программа"Электронное правительство") - Интенсификации инновационныхпроцессов, кроме собственныхтехнологических разработок, вомногом способствуеттехнологический обмен. Числоорганизаций, участвовавших втехнологическом обмене, в 2008году <3> по сравнению с 2007 годомувеличилось (в приобретении новыхтехнологий и программных средств)на 33,3%. Постоянная инновационнаядеятельность невозможна безразвития науки, информационныхтехнологий. В 2008 году из общегоколичества обследованныхЧувашстатом организацийинформационные технологиииспользовали 94,7%. Наиболеешироко программные средстваиспользовались организациями дляосуществления финансовых расчетовв электронном виде и для решенияорганизационных, управленческих иэкономических задач - Более 91% информационно-активныхорганизаций в своей работеиспользуют специальные программныесредства, больше половины (59,4%)ориентированы на решениеорганизационных и управленческихзадач с помощью информационно-коммуникационных технологий. Объемотгруженных товаров собственногопроизводства, выполненных работ иуслуг собственными силами по видамэкономической деятельности,связанным с информационнымитехнологиями, за 2006 - 2008 годывырос в 1,5 раза <4>. Уровеньинформационной активностиорганизаций достиг 95%

- Информационные системыфункционируют в основном винтересах отдельныххозяйствующих субъектов, безнеобходимого и возможного ихвзаимодействия, что затрудняетобмен информацией и доступ кней - В связи со значимостьюинформационных технологий длясовременного человекапроисходит удорожаниеразработок и эксплуатациисистем. - Не развиты институты защитыправ разработчиковинформационных систем итехнологий, что приводит кширокому распространениюнелицензионных версий

Инновационная культура

- Преодоление инертности населенияи организаций всех сфержизнедеятельности ЧувашскойРеспублики, их заинтересованностьв инновационном развитии - Массовый прорыв в созданиисистем управления качеством,соответствующих международнымстандартам, в организациях вЧувашской Республике - Формирование индустрии"здорового образа жизни" - Развитие мотивационной сферы,формирование восприимчивостилюдьми новых идей

- Несоответствие объемов,структуры и качества подготовкикадров требованиям рынка труда,общества, государства - Отставание качестваобразования от требованиймеждународных стандартов,особенно в сфере высшегообразования в республике - Количество промышленныхпредприятий в ЧувашскойРеспублике, использующихобъекты интеллектуальнойсобственности, в настоящеевремя составляет менее 2% (поРоссии - 3%, в развитых странах- около 60% <5>)

Эффективное управление и использование ресурсов

- Стратегия социально-экономического развития ЧувашскойРеспублики до 2020 года - Послание Президента ЧувашскойРеспублики Государственному СоветуЧувашской Республики на 2010 год"Чувашия из будущего и длябудущего" - национальная доктринаразвития республики до 2020 года - Реализация пилотных проектовобщероссийской значимости. ВЧувашской Республике успешноапробируются инновации в различныхсферах деятельности - управленииобщественными финансами,модернизации системы образования,высокотехнологичной медицине - Проявление толерантности к людям- основа государственной политикиреспублики

- Невысокий уровеньуправленческой культуры,особенно в сельской местности.Происходит накоплениеинтеллектуального потенциала,увеличиваются возможности егоиспользования в управленческойдеятельности, однако уровеньуправления падает - Низкая доля интеллектуальнойсобственности в общейсовокупности общественногопродукта. В развитых странахэтот показатель достигает 50%его общего объема, в Россиивсего 0,3% (в Чувашии - около0,2). При этом интеллектуальнаясобственность может повыситьВВП на 30% - Недостаточно развита сферауправленческого консультирования как отдельногосегмента рынка (мировой сегментданного рынка растет. Например,в США ежегодный рост составляет15%, в этой сфере работаетоколо 50 тыс.высококвалифицированных консультантов, объединенных в 3крупные и 4 мелкие ассоциации)

Инвестиционная привлекательность

- Позитивный имидж республики какрегиона, привлекательного дляинвестиций. В 2009 году ростинвестиций иностранных инвесторовв организации республики составил71,3 процента - Выгодное географическоеположение, стратегическоепересечение железнодорожных,водных, воздушных, автомобильныхмагистралей, близость мегаполисови регионов с высокимплатежеспособным спросомнаселения. Положительная кредитнаяистория, наличие ответственнойдолговой стратегии, прозрачнаясистема общественных финансов - Официально признаннаясовременная системагосударственного управления.Эффективная на фоне другихрегионов деятельностьгосударственных гражданскихслужащих Чувашской Республики имуниципальных служащих - Действует нормативно-правоваябаза в области созданияблагоприятных условий дляпривлечения дополнительныхинвестиций в реальный секторэкономики Чувашской Республики,развития инвестиционнойдеятельности

- Рост цен на энергетическиересурсы - Негативные тенденции,сложившиеся под влияниеммирового финансового кризиса - Недостаточный объемпривлекаемых частныхинвестиций, не соответствующийпотребностям роста экономики(около 11%). При этомзависимость организацийреального сектора экономики отпривлеченных средств составляетболее 50% - Отсутствие достаточногоколичества земельных участков,оснащенных объектами инженернойинфраструктуры, для приходавнешних инвесторов. Натерриториях лишь 6муниципальных образованийрасположены земельные участки(10), которые имеют потенциалдля размещения производств, ноне обеспечены необходимойинфраструктурой

Уровень жизни

- Создание соответствующихевропейским стандартам качестваусловий для обеспечения развитиямуниципальных территорий,инновации в развитие:  здравоохранения и социальныхпроектов (например, среди крупныхсоциальных проектов - развитие населе семейной медицины с введениемофисов врача общей практики,сегодня их более 600, этопозволяет максимально приблизитькачественную врачебную помощь кместу жительства и работысельчан);  инфраструктуры (завершенагазификация Чувашской Республики,строятся дороги с твердымпокрытием до каждого населенногопункта на территории республики). Интенсивно развивается системаинтернет-коммуникаций, созданаразвитая инфраструктураобщественного доступа кинформационным ресурсам исервисам, работает "Электронноеправительство"

- В 2008 году 19,3% населенияимели доходы ниже прожиточногоминимума (в 2005 году - 27%) - Большая имущественная дифференциация - Низкая средняя заработнаяплата (57,1% отсреднероссийского уровня). Вбольшинстве муниципальныхобразований уровеньсреднемесячной заработной платыниже среднего уровня пореспублике <6> (например, вАлатырском районе на 35%,Ибресинском районе - на 33,4%,Шемуршинском районе - на 34,3%,Красночетайском районе - на31,8%) - Рост уровня безработицы (за2009 год на 83%). В некоторыхмуниципальных районах игородских округах ЧувашскойРеспублики <6> уровеньбезработицы выше среднего уровняпо республике (например, г.Канаш - выше на 12%, Алатырскийрайон - на 13,7%, Шумерлинскийрайон - на 13,7%)


_______________

<1> Источником информации о показателе являются данные Чувашстата "Инновационный потенциал Чувашской Республики" (2009 год). Данные за 2009 год получены экспертным путем на основании оперативной информации от предприятий (уточненные статистические показатели будут официально представлены в апреле - мае 2010 года).

<2> Данные сборника Чувашстата "Наука Чувашской Республики" (2008 год).

<3> Данные сборника Чувашстата "Инновационный потенциал Чувашской Республики" (2009 год).

<4> Источником данных для расчетов является ведомственная информация, формируемая Минэкономразвития Чувашии по данным организаций в Чувашской Республике и оперативным данным Чувашстата.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.01.2011 N 20)

<5> По данным, взятым из доклада Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобразования России на Московском инновационном салоне 2009 года.

<6> Данные сборника Чувашстата "Социально-экономическое положение Чувашской Республики" (2009 год), приложение "Некоторые статистические показатели районов и городов".

Факторы

Возможности (O)

Угрозы (T)

Внешняя среда

1

2

3

Нормативная база

- Концепция долгосрочногосоциально-экономического развитияРоссийской Федерации до 2020 года(утверждена распоряжениемПравительства Российской Федерацииот 17 ноября 2008 года N 1662-р) - Национальная программа "Развитиебиотехнологии в России на 2006 -2015 годы" от 15 октября 2004 г.(разработка Общероссийскойобщественной организации "Обществобиотехнологов России им.Ю.А.Овчинникова") - Энергетическая стратегия Россиина период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р (биоэнергетика)

- Главным препятствием на путиускоренного развитиябиотехнологии в Российской Федерации является отсутствие встране государственной стратегииразвития биотехнологии ибиоэкономики, законодательнойбазы, стимулирующей развитиебиоэкономики, должнойкоординации и управления этойважнейшей сферой деятельности наобщегосударственном уровне.Работа, проводимая в рамкахотдельных ведомств, недостаточнав силу междисциплинарного имежотраслевого характера самойэтой области. Необходимообеспечение гармонизации нормзаконодательства Российской Федерации с законодательствомразвитых стран - Отсутствие единого подхода крегулированию отрасли инесогласованность действующихзаконодательных и нормативныхправовых актов федерального,регионального, муниципального иотраслевого уровней. Действующая система правовогорегулирования биотехнологическойотрасли не отвечает требованиямвремени. Отсутствуют механизмыналогового, тарифного ибюджетного стимулированияпредприятий, разрабатывающих ивнедряющих биотехнологию

Экономическая ситуация

- Ускоренное развитие мировойбиоэкономики, в 2010 годуглобальная рыночная стоимостьсекторов, связанных сбиотехнологией, оценивается вболее 2 трлн. евро (рост поотношению к 2004 году в 50 раз) - Мировые тенденции в правовомрегулировании биоэнергетическойотрасли направлены на развитиеисследований и разработок в сфереиспользования биомассы ивозобновляемых источников энергии,для стимулирования развитиякоторых в законодательствеужесточаются нормативы и санкцииза органические загрязнения,включая требования к владельцамполигонов, выделяющих метан,мотивируется полезная утилизациябиомассы - На законодательном уровнемировых стран установленытребования к минимальнойобязательной доле биотоплива вмоторном топливе, продающемся встране, ужесточаются санкции завыбросы парниковых газов,стимулирующие переход потребителейна биотопливо - Использование биотоплива втранспорте - одно из наиболеебыстро развивающихся направленийглобальной экономики. Наряду сповышением энергоэффективноститранспортного сектора биотопливоиграет ключевую роль в обеспеченииэнергетической, социальной иэкологической устойчивостиразвития транспорта, экономикимногих стран и глобальнойэкономики в целом. Потенциалиспользования биотопливаМеждународным энергетическимагентством к 2050 году оцениваетсяв 25% от суммарного предложенияпервичной энергии - В условиях экономическогокризиса биотехнологияпредоставляет исключительныевозможности для развития реальногосектора экономики, внося вклад врешение таких проблем, какразвитие депрессивных территорий,трудозанятость, использованиевозобновляемого сырья и др. - Россия обладает всеминеобходимыми предпосылками ипотенциалом (наличие биоресурсов иэнергоресурсов, пресной воды,научных школ, квалифицированныхкадров и т.д.), чтобы войти вчисло мировых лидеров в областибиотехнологии

- Сегодня доля Российской Федерации в мировом объемебиотехнологической продукциисоставляет около 0,1% - Необходимо обеспечитькоординацию действий на уровнеисполнительной властифедерального и региональногоуровней, местногосамоуправления, для которойтребуются эффективнаяорганизация системы управления иадекватные механизмы реализации

Конкуренция

- Реализация кластерного подхода.Сформированы кластержелезнодорожного вагоностроения,биотехнологический кластеринициатив, медицинскийвысокотехнологичный кластер - Наличие современной общественнойинфраструктуры - Наличие квалифицированныхтрудовых ресурсов при относительнонизкой стоимости рабочей силы - Пространственное развитиетерритории Чувашской Республикибазируется на максимально полномиспользовании потенциаламуниципальных образований

- В Евросоюзе реализуетсяскоординированная системнаястратегия развитиябиотехнологии. Для ее реализациив 2000 - 2007 годах быловыделено более 30 млрд. евро, до2013 года планируется направитьсвыше 50 млрд. евро. Европейскаябиоэкономика имеетприблизительный объем рынкасвыше 1,7 трлн. евро, сзанятостью более 22 млн. человек- Производительность труда напредприятиях республики в 8 - 10раз ниже, а энергоемкость в 3 -4 раза выше, чем на аналогичныхпредприятиях стран Еврозоны,Японии и даже Индии и Китая

Общество

- Сложился довольно многочисленныйпредпринимательский слой - Появились новые престижные видыдеятельности - Незначительное полярноерасслоение общества в уровнедоходов

- Косность сознания, сохранениеиждивенческого настроения унаселения - Не сформирован средний класскак ядро для социально-экономического развитиярегиональный экономики - Остается невысоким качествогосударственных и муниципальныхуслуг



Декомпозиционная модель

выбора варианта сценария стратегического развития

"Чувашия - биорегион"

Рисунок не приводится.