Правовое регулирование в зарубежных странах о вопросу перехода на альтернативные виды топлива
Наименование территории | Нормативный документ | Краткое пояснение | Эффективность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Евросоюз <3> | директива от 26 апреля 1999 г. N 99/32/ЕС "О сокращении содержания серы в некоторых видах жидкого топлива и изменении директивы N 93/12/ЕЭС" | формулирует задачуразумного иэффективного использования большого количествадоступной биомассы иполитики постепенного отказаЕвросоюза от импортанефти инефтепродуктов | подтверждается актуальность переходана альтернативные видытоплива |
директива от 8 мая 2003 г. N 2003/30/ЕС "О поддержке использования биологического топлива и другихвозобновляемых источников энергиина транспорте" | увеличение использования биотоплива длянужд транспорта, не исключая использованиедругого возможного альтернативноготоплива, является одним из средств,используя которые Евросоюз может уменьшитьсвою зависимость от импортируемой энергии,а также влиять на рынок топлива для нуждтранспорта и, следовательно, укрепитьнадежность энергетических поставок всреднесрочной и долгосрочной перспективе | ||
регламент от 20 июня 2007 г. N 715/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О типовом утверждении транспортных средств в отношениивыбросов легковыхпассажирских икоммерческих автомобилей (соответствие экологическим стандартам Евро-5 иЕвро-6), допускеотремонтированных транспортных средств и полученииинформации" | достижение требований Евросоюзак качеству воздухавключает в себяэкологические стандарты Евро-5 иЕвро-6 с параметрамиограничений загрязняющих выбросов | улучшение качествавоздуха исогласованности спараметрами ограничений загрязнения окружающейсреды (существенноесокращение выбросаоксидов азота издизельных транспортныхсредств) | |
США <4> | закон обэнергетической независимости и безопасности от 19 декабря 2007 г. | ужесточает требования к эмиссиивредных газовавтомобилями, поддерживает переходна автомобили нагибридных двигателях, предписывает вкачестве источниковфинансирования бюджетные средства | ставит целью до 2022 года добавлять вмоторное топливо 36млрд. галлоновбиотоплива (с 4,7 млрд.галлонов в 2007 году)из незернового сырья(тростника ицеллюлозы). Объем инвестиций вотрасль за 10 летсоставит 150 млрд.долл. США |
закон об энергетической политике от 29 июля 2005 г. | секция 942 - санкционирует разработку ипринятие необходимых мер по достижениюежегодного производства биотоплива изцеллюлозы в объеме 1 млрд. галлонов в год к2015 году; секция 977 - посвящена программеисследований в области биологии микробных ирастительных систем, протеинов для развитияэнергетики; секция 1501 - устанавливает долю ВИЭ вбензине в 2006 году - 4 млрд. галлонов, в2012 году - 7,5 млрд. галлонов (в 2013 годуи далее требуемая доля топлива из целлюлозыдолжна составлять не менее 250 млн.галлонов) | ||
закон об исследованиях и разработках в сфере биомассы от 2000 года | определены целиисследований иразработок, касающихся использования биомассы (повышениестратегической безопасности иплатежного баланса,оздоровление экономики удаленныхтерриторий, улучшение экологической обстановки, устойчивая ресурсная база идр.); поддержка исследований иразработок в сферебиомассы | задача - выполнениеплана Президента 20-in-10 (20%-я добавкабиоэтанола в моторномтопливе к 2020 году) | |
Филиппины | закон о биотопливеот 2006 года | устанавливает необходимость перехода набиотопливо, для этой цели утверждаютсяпрограмма по биотопливу и источники еефинансирования; требует добавлять не менее 5% производимогона территории страны этанола в бензин и 1%биодизеля в дизельное топливо, реализуемоев стране |
_________________
<3> Источник: Advanced Research.
<4> Источник: Advanced Research, The Food and Agriculture Organization of the United Nations.
Анализ зарубежного законодательства по регулированию производства и потребления моторного топлива показывает следующее:
на законодательном уровне устанавливаются требования к минимальной обязательной доле биотоплива в моторном топливе, продающемся в стране, ужесточаются санкции за выбросы парниковых газов, стимулирующие переход потребителей на биотопливо;
предусматриваются налоговые меры по поддержке развития биотоплива (налоговые льготы для проектов развития биотоплива, пониженные акцизы и налоги на производство (и реализацию) топлива с добавлением биотоплива и др.);
во многих государствах принимаются национальные стратегии по замене углеводородного моторного топлива на биотопливо, предусматривающие целевые доли добавок биотоплива в моторном топливе к концу планового периода;
создаются государственные агентства, ответственные за привлечение инвестиций в развитие биотоплива, разработку национальных программ в этой сфере, исследования и разработки;
разрабатываются технические спецификации для биопродуктов и источников биоэнергии;
осуществляется государственная поддержка технологий производства биотоплива из непродовольственного сырья.
Показателен пример Бразилии, природные ресурсы которой схожи с Россией. Бразилия сегодня занимает одно из ведущих мест по объему зеленой биомассы. 20 лет назад страна отказалась от импорта нефти и сегодня почти не импортирует ее, вложения в импорт нефти сокращены на 120 млрд. долл. США. Более 60 процентов топлива, которое заливается в баки бразильских автомобилей, является биотопливом, произведенным в стране.
Российская Федерация значительно отстает от ведущих стран по масштабам развития биотехнологии, в первую очередь по развитию собственно промышленной биотехнологии. Практически отсутствуют биотехнологические производства фармацевтических субстанций, ингредиентов для пищевой промышленности, сырьевых продуктов для химической промышленности, моторного биотоплива. Слабо внедряются современные биотехнологии в сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, энергетику.
Доля Российской Федерации в мировом объеме биотехнологической продукции составляет около 0,1 процента (табл. 4).