КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2005 года N 7
О Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08 октября 2008 г. N 301
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2006 г. N 90;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 334}
В целях реализации государственной политики в области охраны труда и сохранения здоровья, профессиональной активности и долголетия работающих как важнейшей производительной силы общества, определяющей благосостояние народа, уровень жизни и социально-экономическое развитие республики, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2006 г. N 90}
3. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
4. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 год внести Программу на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год".
5. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих и обеспечить реализацию и финансирование программных мероприятий в пределах своих полномочий.
6. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2001 г. N 156 "О Республиканской программе улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 2002-2004 годы".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2006 г. N 90}
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - С. Гапликов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ, ОХРАНЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2005-2007 ГОДЫ
{Паспорт в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2006 г. N 90, от 27 декабря 2006 г. N 334}
Наименование Программы | - Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы |
Основания для разработки Программы | - c:\content\ngr\RU0000R200102414.doc , c:\content\ngr\RU0000R199303476.doc , Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" , Закон Чувашской Республики "Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике" , Указ Президента Чувашской Республики от 19 февраля 2004 г. N 15 "Об организации движения "Чувашия - здоровый регион", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2004 г. N 122 "О государственном докладе о состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2003 году", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2004 г. N 148 "О Плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики |
Основные разработчики Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики |
Цели Программы | - снижение общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда |
Задачи Программы - | - усовершенствовать нормативную правовую и методическую базы охраны здоровья и труда работающего населения; |
Сроки реализации Программы | - 2005-2007 годы |
Основные направления Программы | - совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда, здоровья работающих; |
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих; | |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Программы Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, инфор мационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел Чувашской Республики (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию), Государственная инспекция труда в Чувашской Республике (по согласованию), Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике (по согласованию), Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике (по согласованию), ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" (по согласованию), Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (по согласованию), организации (по согласованию)" |
Объем и источники финансирования | - общий объем финансирования Программы |
в том числе: | |
из республиканского бюджета Чувашской Республики | |
из местных бюджетов - 1712,0 тыс. рублей: | |
из внебюджетных источников -159965,0 тыс. рублей: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение на 5% производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий и охраны труда; |
Организация контроля за реализацией Программы | - министерства, иные органы исполнительной власти Чувашской Республики и другие исполнители Программы ежегодно к 1 февраля до 2008 года представляют информацию Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о ходе реализации мероприятий Программы, исполнителями которых они являются; |
Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 февраля 2004 г. N 15 "Об организации движения "Чувашия - здоровый регион", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2004 г. N 148 "О Плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы".
Работающее население, создающее и поддерживающее материальную основу общества, рассматривается мировым сообществом как важнейший фактор развития страны и национальной безопасности. В связи с этим приоритетным направлением государственной социальной политики является обеспечение сохранения и улучшения здоровья трудящихся как важнейшей производительной силы общества, определяющей повышение благосостояния и прогрессивное социально-экономическое развитие страны.
Современный этап экономического развития России характеризуется развитием рыночных отношений, изменением форм собственности на средства производства, сокращением абсолютной численности работающих в материальном производстве, перераспределением работников между отраслями экономики и повышением занятости в отраслях сферы обслуживания.
Доля лиц трудоспособного возраста в Чувашской Республике составляет 61,7% от общей численности населения, в Российской Федерации - 62,4%. Однако за последние 11 лет в России численность занятых в промышленности сократилась почти на 7 млн. человек и составляет 22,7% от населения, занятого в экономике. В Чувашии сложилась более благоприятная ситуация: число занятых в промышленности за десятилетие сократилось на 63,4 тыс. человек и составляет 25,0% от населения, занятого в экономике.
Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы. Регистрируются высокие показатели заболеваемости и инвалидности среди лиц, занятых в производстве, по сравнению с уровнем развитых стран. В Российской Федерации уровень смертности среди работающих граждан от неестественных причин - несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственно обусловленных, в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах. В Чувашской Республике 70,1% от общего числа погибших в результате неестественных причин составляют лица трудоспособного возраста. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 5,5 раза превышает смертность женщин (в Российской Федерации - в 5-7 раз), в результате чего складывается беспрецедентный, более чем в 13 лет, разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин.
Главными условиями сохранения здоровья работающего населения являются безопасная производственная и трудовая среда и производственная культура. Состояние условий и охраны труда и профессиональной заболеваемости в Чувашской Республике показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих организациях различных отраслей экономики продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, внедрение новых технологий, замену изношенного оборудования. С активизацией работы и возрастанием внимания государственных органов, объединений работодателей, профсоюзов к области безопасных и здоровых условий труда, развитием нормативной правовой базы и системы управления охраной труда с 1994 года в Чувашской Республике снижается травматизм на производстве. Если в 1995 году он составлял 3,8 пострадавших на 1000 работающих, то в 2003 году - 2,3 человека. По этому показателю сегодня Чувашская Республика занимает второе место в Приволжском федеральном округе после Республики Башкортостан (2,0) и является одним из самых благополучных регионов в России (3,9). Кроме того, более 80% организаций республики не имеет несчастных случаев на производстве, что заметно выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации (более 70%).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Чувашстат), в 2003 году от травм на производстве пострадало 650 человек (в 1998 году - 1181, в 1999 году - 1043, в 2000 году - 995, в 2001 году - 823, в 2002 году - 801 человек).
Однако число смертельных случаев на производстве по-прежнему остается высоким. По оперативным данным Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в 2003 году в Чувашии на производстве произошло 46 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2002 году - 49), 144 - с тяжелым исходом (в 2002 году - 205), 11 - групповых (в 2002 году - 15), при которых погибли 54 человека (в 2002 году - 55). Причем среди погибших было 2 несовершеннолетних.
Впервые за последние годы наметилось снижение профессиональной заболеваемости. Так, по данным Чувашстата, в 1999 году было выявлено 173 профессиональных больных, в 2000 году - 100, в 2001 году - 117, в 2002 году - 122, а в 2003 году - 99. Таким образом, в 2003 году на 10000 работающих количество профессиональных больных составило 3,46, что на 12% меньше по сравнению с 2002 годом.
Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, стали результатом неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. Основная часть несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом произошла в результате эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования, из-за несовершенства технологических процессов, неприменения средств индивидуальной защиты, нарушения трудовой и производственной дисциплины, недостатков обучения безопасности труда. В 38% случаев погибший на производстве находился в состоянии алкогольного опьянения. 24% случаев произошло в результате дорожно-транспортных происшествий. К причинам несчастных случаев следует также отнести несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблема улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих требует выполнения комплекса правовых, организационных, социальных, экономических и других мероприятий. В отраслях экономики сохраняются отрицательная тенденция ухудшения состояния здоровья работников и риск профессиональной патологии. Неблагоприятные условия труда являются главной причиной развития у работающих профессиональных заболеваний.
Износ основных производственных фондов и технологического оборудования, сокращение объемов работ по капитальному и профилактическому ремонту промышленных зданий, сооружений и техники, работ по реконструкции и внедрению современных технологий производства непосредственно влияют на условия и безопасность труда, а в конечном счете, и на здоровье работающих.
При этом организациями не в полной мере используются право на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также возможность направления части страховых взносов на финансирование предупредительных мер по охране труда. По итогам 2003 года в Чувашии только 70 организаций из 5 тыс. субъектов использовали возможность зачета 20% страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма (проведения аттестации рабочих мест, приобретения средств индивидуальной защиты, обязательных периодических медицинских осмотров, оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление работников, занятых во вредных условиях труда).
Вместе с тем сокращаются объемы работ по организации санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий. Более 47 тыс. жителей республики проживает в зоне неблагоприятного акустического шума, в ней расположены отдельные детские и подростковые учреждения, коллективные сады и огороды.
Характеристика воздушной среды в закрытых помещениях и рабочих зонах за 2003 год по Чувашской Республике лучше, чем в Российской Федерации, но остается крайне сложной по гигиеническим характеристикам. Не соответствовали гигиеническим нормативам по парам и газам 3,4% организаций республики, по пыли и аэрозолям - 18% (в том числе по веществам 1-2 класса опасности - 20,2%). Удельный вес содержания отдельных вредных веществ в атмосферном воздухе в зонах влияния промышленных предприятий, городских поселениях, по данным ТУ Роспотребнадзора по Чувашской Республике ", выше предельно допустимых концентраций. В 2003 году он составил по пыли - 0,7%, сернистому газу - 1,8%, окиси углерода - 1,2%, окислам азота - 0,7%, аммиаку - 2,8%, фенолу и его производным - 1,4%, формальдегиду - 0,5%. На автомагистралях в зоне жилой застройки превышение нормы по пыли составило 9,4%, сернистому газу - 1,4%, окиси углерода - 3,2%, окислам азота - 1,4%.
{Абзац 15 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2006 г. N 90}
Кроме того, в промышленности республики по-прежнему высок удельный вес лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, - 38,5%. Вредные факторы производственной среды и трудового процесса являются причинами возникновения профессиональных заболеваний и обусловливают патогенетические механизмы развития и прогрессирования общих заболеваний у работников. Первичная профессиональная заболеваемость снизилась, однако она все же превышает средний российский показатель. В структуре профессиональных больных растет доля лиц с двумя и более заболеваниями (в 2002 году - 47,2%, в 2003 году - 53,3%), регистрируется увеличение числа тяжелых форм патологии.
Вместе с тем наблюдается снижение процента охвата лиц вредных профессий периодическими медицинскими осмотрами: при общем показателе 94,5% на отдельных предприятиях сельского хозяйства охват составляет лишь 50,0-60,0%, что приводит к выявлению профессиональных заболеваний на поздних стадиях.
Около 45,0% работающих в отраслях экономики составляют женщины, осуществляющие деятельность, сопряженную с выполнением ручных операций на вредных производствах, негативно влияющих на репродуктивную функцию и, как следствие, на здоровье детей, вызывающих осложнения беременности, рост соматических заболеваний.
При этом отсутствует необходимая современная система мониторинга и статистического наблюдения за состоянием здоровья работающих в разрезе отдельных профессий, возрастно-полового состава. Требуется развитие медицины труда и технологий формирования здоровья работающих с учетом специфики производства и современных достижений науки.
Назрела необходимость построения финансово-организационной модели охраны труда и здоровья работающих, учитывающей опыт России по государственному регулированию данной сферы и опыт, накопленный развитыми странами.
Настоящая Программа отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная государственная социальная политика охраны труда и здоровья работающих позволит создать медико-социальные регламенты оздоровления и допуска к профессиональной деятельности, сохранить трудовой потенциал, что приведет к конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Государственным заказчиком Программы выступает Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В ее разработке приняли участие органы исполнительной власти и местного самоуправления Чувашской Республики, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля, Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф", организации Чувашской Республики.
{Абзац 22 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2006 г. N 90}
Основными целями Программы являются снижение общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
усовершенствовать нормативную правовую и методическую базы охраны здоровья и труда работающих;
повысить уровень гарантий социальной защиты работников от профессиональных рисков;
усилить эффективность правовой защиты работников в области условий и охраны труда с учетом новой социально-политической обстановки и норм международного права;
обеспечить безопасные и безвредные условия труда;
совершенствовать механизмы экономического стимулирования работодателей за обеспечение безопасных условий труда;
создать единую республиканскую систему анализа, учета и прогнозирования основных показателей производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и утраты трудоспособности на производстве;