1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Чувашской Республики
В последние годы для Чувашской Республики были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. В 2010 году индекс промышленного производства составил 114,8 процента. В январе-сентябре 2010 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования поступило на 23 процента больше средств, чем в аналогичный период 2009 года. Реальные денежные доходы населения в декабре 2010 года возросли на 6,4 процента по сравнению с декабрем 2009 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2010 году составила 12685,3 рубля, что на 10 процентов больше, чем в 2009 году. За 2000–2009 годы отмечен рост валового регионального продукта в 1,7 раза (2008-й к 2000 году), индекса промышленного производства – в 1,4 раза, объема инвестиций в основной капитал – в 2,8 раза, реальной заработной платы – в 3,1 раза, реальных денежных доходов населения – в 2,6 раза. Динамичное развитие Чувашии способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.
Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Чувашской Республики, как и страны в целом, сталкивается со сложными проблемами. Появились новые вызовы устойчивому социально-экономическому развитию республики.
Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков. При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство республики, выполненные в 2000–2009 годах, должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.
Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, становится главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.
Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста. Доля населения данной возрастной категории к 2020 году составит 56,4 процента против 63,1 процента на начало 2010 года. При этом в возрастной структуре трудоспособного населения увеличится доля населения старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет).
В период экономического кризиса в реальном секторе экономики произошло резкое снижение производственной и инновационной активности. Снизился спрос на рабочую силу. По состоянию на 1 января 2011 г. на учете в центрах занятости населения в районах и городах в качестве зарегистрированных безработных граждан состояло 14,48 тыс. человек против 21,31 тыс. человек по состоянию на 1 января 2010 года. Уровень регистрируемой безработицы на начало 2011 года составил 2,11 процента по отношению к численности экономически активного населения (на 1 января 2010 г. - 3,08 процента).
Наряду с общими проблемами особенно четко обозначились проблемы молодежи. В 2010 году в центры занятости населения в районах и городах за содействием в трудоустройстве обратились 3,9 тыс. выпускников учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ (в 2009 году - 4,3 тыс. выпускников). На начало 2010 года средний возраст безработных граждан составил 35 лет, из них около 40 процентов – лица в возрасте до 30 лет.
Тяжелое положение молодежи на рынке труда определяется также неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. Качество и структура подготовки многих выпускников учреждений профессионального образования не отвечают требованиям экономики. В 2010 году при прогнозной потребности в 813 специалистах по укрупненной группе специальностей "Экономика и управление" было подготовлено 3627 экономистов и менеджеров. Прогнозная потребность также была превышена в 2 раза по таким направлениям подготовки, как "Естественные науки", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Транспортные средства". В 2010 году на 10 тыс. населения охват всеми формами высшего образования составил 574 человека (по Российской Федерации - 512), среднего профессионального образования – 161 человек (по Российской Федерации – 168), а начального профессионального образования – лишь 65 человек (по Российской Федерации – 99). При этом на республиканском рынке труда более 80 процентов вакансий составляют специальности рабочих профессий, а удельный вес молодежи, осваивающей рабочие профессии, – лишь 27,9 процента от общего количества выпускников учреждений профессионального образования.
Напряженность на рынке труда и существующая конкуренция за рабочее место ограничили возможности трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования, из которых по своей специальности трудоустраиваются менее 50 процентов, а 605 выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ (4,1 процента от общего выпуска) в 2010 году стали безработными.
Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы в среде молодежи, особенно среди выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Очевидно, что для решения всего комплекса имеющихся проблем необходимо усиление государственного воздействия на экономику, связанного с приведением структуры подготовки кадров потребностям экономики.
В связи с этим важнейшим направлением совместной работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, объединений работодателей должно стать изменение механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров учреждениями профессионального образования на основе согласованного прогноза потребностей экономики и социальной сферы. Действующий сегодня механизм формирования государственного задания на подготовку кадров слабо связан с направлениями и масштабами социально-экономического развития Чувашской Республики.
В то же время следует отметить, что меры, принятые органами исполнительной власти Чувашской Республики, позволили создать базу для решения проблемы кадрового обеспечения инновационных процессов в регионе.
Начала меняться структура распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. В частности, контрольные цифры приема в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились по направлениям подготовки "Гуманитарные науки" в 2,8 раза, "Экономика и управление" - в 1,6 раза, в то же время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой республики направлениям.
Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики. Ликвидирована подготовка по 22 профессиям начального профессионального образования и 18 специальностям среднего профессионального образования, в которых экономика республики не нуждалась. С 2008 года профессиональные училища переведены на подготовку кадров по договорам с работодателями. В 2010 году в формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения начального профессионального образования приняло участие более 750 организаций.
Существующая сегодня в республике система профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социально-экономической трансформации. За последние 10 лет в ней произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
При этом приоритетной задачей для решения кадровой проблемы стало дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования. В настоящее время лицензию на ведение образовательной деятельности имеют 96 государственных учреждений и 65 негосударственных организаций, деятельность которых направлена на постоянное обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей его жизни. В 23 вузах с филиалами, 27 ссузах и 17 профессиональных училищах обучаются 96,8 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования - 68,2 тыс. человек по 166 специальностям (направлениям подготовки), по программам среднего профессионального образования - 20,5 тыс. человек по 97 специальностям и 8,3 тыс. человек по программам начального профессионального образования по 46 профессиям. В 2010 году ими было подготовлено 23,3 тыс. рабочих и специалистов. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования прошли 117,4 тыс. человек из числа взрослого населения.
В этих конкурентных условиях для кадрового обеспечения регионально-отраслевых экономических кластеров в республике созданы 5 учебных комплексов путем объединения материальных и кадровых ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов. Новые учебные заведения реализуют программы не только среднего и начального профессионального образования, но и дополнительного образования взрослых (повышения квалификации, переподготовки кадров) и допрофессионального обучения учащихся общеобразовательных школ. Ими выполнен большой объем работы в рамках реализации мероприятий республиканских целевых программ снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики. Три учреждения среднего профессионального образования стали структурными подразделениями вузов. ФГОУ СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" выиграло конкурс на участие в федеральном эксперименте по разработке программ прикладного бакалавриата по специальности "Технология машиностроения". С 2010 года указанное учебное заведение ведет подготовку рабочих и специалистов всех уровней профессионального образования. Постепенно система профессионального образования становится глубоко интегрированной, многоуровневой, многопрофильной, способной обеспечивать органическую связь между разными звеньями образования.
В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием. В целях развития государственно-частного партнерства в системе профессионального образования решением Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики создана рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и привлечению бизнес-структур в образовательный процесс. Созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса (формирование контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального образования, экспертиза содержания учебных программ подготовки кадров, участие в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников).
Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход на новый технологический уклад на основе развития нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий.
С учетом этого в системе профессионального образования начато формирование новой образовательной среды. В рамках реализации проекта "Реформа системы образования" для преодоления отставания материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства на базе профессиональных училищ были созданы 11 ресурсных центров, оснащенных современным оборудованием. Логическим продолжением данного проекта в Чувашской Республике стал приоритетный национальный проект "Образование". В 2008-2009 годах государственную поддержку на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств получили Чебоксарский электромеханический колледж и Чебоксарский машиностроительный техникум. Во многом благодаря конкурсной поддержке в данных учреждениях образования созданы центры технологической подготовки высококвалифицированных рабочих, которые стали важнейшими элементами машиностроительного кластера республики.
Примерами эффективного государственно-частного партнерства стали успешная реализация проекта по модернизации профессионального училища N 22 г. Канаша и создание регионального центра подготовки и переподготовки рабочих по немецкой производственной технологии сухого строительства фирмы "KN AUF" на базе профессионального училища N 18 г. Чебоксары. За 2003-2010 годы дополнительно в развитие системы начального и среднего профессионального образования республики привлечено более 792,5 млн. рублей.
Развивается инновационная инфраструктура высших учебных заведений. Так, в 2008 году Волжский филиал ГОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный институт" (ГТУ) в рамках конкурса Министерства экономического развития Российской Федерации по поддержке субъектов малого предпринимательства получил 5 млн. рублей на развитие технопарка "Интеграл". В целях создания условий для инновационной деятельности, развития прикладных научных исследований в вузах, расположенных на территории Чувашской Республики, созданы структуры, способствующие внедрению результатов интеллектуального труда в практику, в результате чего на данный момент функционируют 13 малых инновационных предприятий при вузах. В то же время вузы, расположенные на территории Чувашской Республики, не прошли конкурсного отбора для включения в сеть инновационно активных вузов России, в частности на создание национальных исследовательских университетов. Несмотря на значительные успехи, остается актуальной задача развития инновационной инфраструктуры вузов, расширения их взаимодействия с реальным сектором экономики. Значительное число заявок для участия в конкурсных мероприятиях подтверждают заинтересованность вузов в реализации мер по развитию передовых научных школ и направлений исследований. Подготовка специалистов для развивающихся высокотехнологичных секторов экономики возможна только в эффективной целостной образовательной среде, в которой одновременно реализуются следующие типы процессов:
разработка и реализация образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию проектных и исследовательских задач в учебном процессе;
разработка, внедрение и распространение учебных практик, связанных с развитием различных производственных кластеров и отраслей реальной экономики;
проведение исследований как фундаментального, так и прикладного характера.
В этих условиях необходимо преодоление дифференциации через кооперацию вузов как на региональном, так и межрегиональном уровнях при сохранении и развитии необходимой конкурентной среды.