Недействующий

О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования" (с изменениями на 25 октября 2018 года)



Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.06.2017 N 244)



Развитие и стратегическое планирование системы образования основываются на признании образования одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Чувашской Республики, обеспечивающим инвестиционную привлекательность региона. Ключевая задача образовательной политики в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, - достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.


Система образования Чувашской Республики представлена 1086 образовательными организациями. С 2000 года объем бюджетного финансирования образования в республике вырос более чем в 9 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы. Активно решались вопросы общесоциального и экономического характера (строительство дорог, газификация сел, благоустройство населенных пунктов).


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


Активное участие республики в масштабных инновационных международных и федеральных проектах также в значительной мере содействует эффективному решению вопросов развития образования. В ходе участия в более чем 25 наиболее значимых проектах в области образования за 10 лет привлечены дополнительные средства в объеме около миллиарда рублей.


С 2000 года в республике отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных организаций. Несмотря на введение ежегодно до 1,5 тыс. дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 сентября 2011 г. очередность в дошкольные образовательные организации составила более 21 тыс. человек. С учетом нынешнего состояния муниципальных систем дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных образовательных организаций: возврат 25 зданий детских садов на 2925 мест, перепрофилированных ранее; строительство 56 современных детских садов на 8825 мест, открытие дошкольных групп в школах. Наряду с этими затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе действующих детских садов и свободных площадей общеобразовательных школ. Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


Образовательные организации ведут активный поиск экономических резервов и внутри системы образования: приближают нормативные показатели наполняемости образовательных организаций, классов, количества учащихся на 1 учителя к европейским стандартам, эффективно используют энергоресурсы. С 2002 года ведется работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций, что позволило создать различные модели школ. На территории республики функционируют 498 школ, в которых обучаются 126,0 тыс. учащихся. "Точками роста" стали 138 базовых школ.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


Создана система независимой оценки качества образования: с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - единый муниципальный экзамен для выпускников 9-х классов.


В целях развития потенциальных возможностей педагогических работников и стимулирования их мотивации к непрерывному самообразованию совершенствуется система аттестации педагогических и руководящих работников школ.


Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. В настоящее время обеспеченность школ компьютерной техникой в среднем по республике составляет 10,0 школьника (в сельской местности - 8,1, в городской местности - 12,4), а в базовых школах - 5 - 8 школьников на один компьютер. С декабря 2008 года в Чувашии функционирует образовательный портал "Образование Чувашии".


Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классным руководителям, они составляют 59 процентов от общего числа учителей (2010 год - 6560 человек, 2011 год - 6464 человека). Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился.


Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. В Чувашской Республике дополнительное образование детей организовано в 136 организациях различной ведомственной подчиненности, в них занимаются около 85 процентов от общего количества учащихся. В системе образования функционирует 61 организация, в них действует 3123 объединения для более 58 тыс. детей.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)