Недействующий

О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования" (с изменениями на 25 октября 2018 года)



Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы образования Чувашской Республики, в том числе прогноз ее развития, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.06.2017 N 244)



Система образования Чувашии за последнее десятилетие совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных организаций, созданию системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др. С 2000 года объем бюджетного финансирования образования в республике вырос более чем в 9 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы, построено 57 школ. Активно решались вопросы общесоциального и экономического характера (строительство дорог, газификация сел, благоустройство населенных пунктов).


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.


В республике создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных организаций, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В настоящее время функционируют 400 дошкольных образовательных организаций, 38 образовательных организаций "начальная школа - детский сад". Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты. Более 90,0 процента детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


С 2000 года в республике отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных организаций. Несмотря на ежегодное введение до 1,5 тыс. дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 сентября 2011 г. очередность в дошкольные образовательные организации в целом по республике составила более 21 тыс. человек. Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года в 2011 году составляет 68,0 процента, по прогнозным расчетам, к 2015 году указанный показатель составит 88,0 процента, к 2021 году - 90,0 процента.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


С учетом современного состояния муниципальных систем дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных образовательных организаций: возврат 20 зданий детских садов на 2890 мест, перепрофилированных ранее; строительство 24 современных детских садов и 4 пристроев к функционирующим детским садам на 4570 мест, открытие дошкольных групп в школах.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


Наряду с этими затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе действующих детских садов и свободных площадей общеобразовательных школ.


Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время 44 дошкольных образовательных организаций оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Но спрос на специальное дошкольное образование и услуги превышает предложения. Детские сады компенсирующего вида функционируют только в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования. Требуется открытие дополнительных групп для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)


Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций, при котором каждая образовательная организация выступает отдельным ресурсом для других образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.


(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)