____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 27.12.2018 N 570.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 25 октября 2018 года)
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.01.2013 N 25, от 27.12.2013 N 552, от 23.04.2014 N 126, от 28.05.2014 N 186, от 29.01.2015 N 21, от 28.12.2015 N 498, от 01.02.2016 N 32, от 15.04.2016 N 135, от 21.07.2016 N 293, от 30.09.2016 N 412, от 15.12.2016 N 543, от 07.03.2017 N 83, от 23.06.2017 N 244, от 28.06.2017 N 257, от 26.08.2017 N 340, от 17.10.2017 N 415, от 25.01.2018 N 22, от 12.04.2018 N 126, от 24.08.2018 N 336, от 10.10.2018 N 403, от 25.10.2018 N 429)
В целях повышения доступности качественного образования Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чувашской Республики "Развитие образования" (далее - Государственная программа).
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.02.2016 N 32)
2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
М.НОЗДРЯКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.01.2013 N 25, от 27.12.2013 N 552, от 23.04.2014 N 126, от 28.05.2014 N 186, от 29.01.2015 N 21, от 28.12.2015 N 498, от 01.02.2016 N 32, от 15.04.2016 N 135, от 21.07.2016 N 293, от 30.09.2016 N 412, от 15.12.2016 N 543, от 07.03.2017 N 83, от 23.06.2017 N 244, от 28.06.2017 N 257, от 26.08.2017 N 340, от 17.10.2017 N 415, от 25.01.2018 N 22, от 12.04.2018 N 126, от 24.08.2018 N 336, от 10.10.2018 N 403, от 25.10.2018 N 429)
Ответственный исполнитель: | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики | |
Дата составления проекта Государственной программы: | 31 августа 2011 года | |
Непосредственные исполнители Государственной программы: | первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Кудряшов С.В. (тел. 64-21-73, e-mail: obrazov5@cap.ru) заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Дмитриева Н.В. (тел. 64-21-74, e-mail: obrazov50@cap.ru) заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Федорова А.Н. (тел. 64-21-72, e-mail: obrazov7@cap.ru) | |
Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики | А.С.Иванов |
(титульный лист в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2018 N 336)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
НА 2012 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.02.2016 N 32)
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
Ответственный исполнитель Государственной программы | - | Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) |
Соисполнители Государственной программы | - | Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики; Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики; Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики; Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (по согласованию); государственные организации Чувашской Республики, подведомственные Минобразования Чувашии; Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике (по согласованию) |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.10.2017 N 415) | ||
Участники Государственной программы | - | органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.02.2016 N 32) | ||
Подпрограммы Государственной программы | - | "Государственная поддержка развития образования"; "Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республике"; "Молодежь Чувашской Республики"; "Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" на 2016 - 2025 годы (приоритетный проект "Создание современной образовательной среды для школьников"); "Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики"; "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики"; "Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.06.2017 N 244) | ||
Цель Государственной программы | - | обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции |
Задачи Государственной программы | - | обеспечение населения услугами дошкольного образования; повышение доступности качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования; развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Чувашской Республике; создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Чувашской Республики; повышение качества профессионального образования молодежи; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению; создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном образовании; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2015 N 498) | ||
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | - | достижение к 2022 году следующих целевых индикаторов и показателей: удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования - 85 процентов; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях - 775 мест на 1000 детей; доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций - 100 процентов; доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, - 55 процентов; доля молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной деятельностью молодежных общественных объединений, в общей ее численности - 30 процентов; удельный вес образовательных организаций, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющие на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, - 100 процентов; численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия, - 0,1 тыс. человек за год; количество специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс Россия, - 5 шт.; количество общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых внедрена система мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы, - 15 единиц; достижение к 2026 году следующих целевых индикаторов и показателей: число новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе введенных путем строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры общего образования, - 17211 мест; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях - 100 процентов; удельный вес государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих учебные здания с износом 49 процентов и ниже, в общем количестве общеобразовательных организаций - 100 процентов; доля детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет - 77 процентов; доля подростков, охваченных деятельностью детских общественных объединений, в общей их численности - 90 процентов; количество вновь оснащенных мест дополнительного образования (нарастающим итогом) - 600 мест, из них: в организациях, осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам в сельской местности (нарастающим итогом), - 500 мест; доля высокооснащенных мест для реализации образовательных программ нового качества, обеспеченных квалифицированными педагогами, прошедшими обучение по современным программам подготовки специалистов системы дополнительного образования, - 100 процентов; доля объединений и кружков технической направленности в общем количестве кружков и объединений - 20 процентов; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности, - 20 процентов |
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2018 N 126, от 24.08.2018 N 336) | ||
Сроки и этапы реализации Государственной программы | - | 2016 - 2025 годы I этап - 2012 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.02.2016 N 32) | ||
Объемы финансирования Государственной программы с разбивкой по годам реализации | - | прогнозируемые объемы финансирования мероприятий Государственной программы в 2012 - 2025 годах составляют 122065319,7 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 8393435,3 тыс. рублей; в 2013 году - 9396331,5 тыс. рублей; в 2014 году - 11607073,4 тыс. рублей; в 2015 году - 11183026,0 тыс. рублей; в 2016 году - 11958390,2 тыс. рублей; в 2017 году - 12110438,0 тыс. рублей; в 2018 году - 14255398,7 тыс. рублей; в 2019 году - 12680441,2 тыс. рублей; в 2020 году - 12196865,6 тыс. рублей; в 2021 году - 13698184,6 тыс. рублей; в 2022 году - 2040117,6 тыс. рублей; в 2023 году - 1367617,6 тыс. рублей; в 2024 году - 804000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 374000,0 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 8236416,0 тыс. рублей (6,8 процента), в том числе: в 2012 году - 1036998,1 тыс. рублей; в 2013 году - 1345065,8 тыс. рублей; в 2014 году - 798785,0 тыс. рублей; в 2015 году - 427605,1 тыс. рублей; в 2016 году - 861035,2 тыс. рублей; в 2017 году - 561063,4 тыс. рублей; в 2018 году - 1385927,5 тыс. рублей; в 2019 году - 1130440,0 тыс. рублей; в 2020 году - 671480,0 тыс. рублей; в 2021 году - 18015,9 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 103780559,2 тыс. рублей (85,0 процента), в том числе: в 2012 году - 6657383,4 тыс. рублей; в 2013 году - 7586877,8 тыс. рублей; в 2014 году - 10485727,3 тыс. рублей; в 2015 году - 10259980,0 тыс. рублей; в 2016 году - 10528060,8 тыс. рублей; в 2017 году - 11356029,6 тыс. рублей; в 2018 году - 12585241,3 тыс. рублей; в 2019 году - 11029579,8 тыс. рублей; в 2020 году - 10970217,6 тыс. рублей; в 2021 году - 11345312,4 тыс. рублей; в 2022 году - 359424,6 тыс. рублей; в 2023 году - 321774,6 тыс. рублей; в 2024 году - 206500,0 тыс. рублей; в 2025 году - 88450,0 тыс. рублей; местных бюджетов - 2093134,4 тыс. рублей (1,7 процента), в том числе: в 2012 году - 438808,9 тыс. рублей; в 2013 году - 198376,0 тыс. рублей; в 2014 году - 166479,4 тыс. рублей; в 2015 году - 344774,8 тыс. рублей; в 2016 году - 138286,3 тыс. рублей; в 2017 году - 77349,8 тыс. рублей; в 2018 году - 169106,2 тыс. рублей; в 2019 году - 76534,3 тыс. рублей; в 2020 году - 38215,3 тыс. рублей; в 2021 году - 149082,0 тыс. рублей; в 2022 году - 200760,7 тыс. рублей; в 2023 году - 71310,7 тыс. рублей; в 2024 году - 17500,0 тыс. рублей; в 2025 году - 6550,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 7955210,1 тыс. рублей (6,5 процента), в том числе: в 2012 году - 260244,9 тыс. рублей; в 2013 году - 266011,9 тыс. рублей; в 2014 году - 156081,7 тыс. рублей; в 2015 году - 150666,1 тыс. рублей; в 2016 году - 431007,9 тыс. рублей; в 2017 году - 115995,2 тыс. рублей; в 2018 году - 115123,7 тыс. рублей; в 2019 году - 443887,1 тыс. рублей; в 2020 году - 516952,7 тыс. рублей; в 2021 году - 2185774,3 тыс. рублей; в 2022 году - 1479932,3 тыс. рублей; в 2023 году - 974532,3 тыс. рублей; в 2024 году - 580000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 279000,0 тыс. рублей |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2018 N 336) | ||
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | - | обеспеченность населения услугами дошкольного образования; доступность качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования для всех детей независимо от места проживания и дохода родителей; доступность всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями; повышение уровня профессионального образования молодежи; увеличение охвата населения системой непрерывного образования; достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; формирование у молодежи социальных компетентностей, инициативности и предприимчивости, способности к самовыражению и активному участию в решении задач социально-экономического развития Чувашской Республики; расширение потенциала системы воспитания и дополнительного образования детей; сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни; внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных организаций; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению; внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, соответствующих современным стандартам и передовым технологиям; проведение в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики, внедривших новые федеральные государственные образовательные стандарты, государственной итоговой аттестации выпускников с использованием нового инструмента оценки качества подготовки кадров - демонстрационного экзамена; формирование сети образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых создана материально-техническая и учебно-методическая база для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями и проведения демонстрационного экзамена; прохождение в профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики, внедривших новые федеральные государственные образовательные стандарты, всеми педагогическими и руководящими работниками повышения квалификации по вопросам внедрения новых образовательных стандартов среднего профессионального образования; подготовка не менее 110 экспертов для проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)". |
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.03.2017 N 83) |
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.06.2017 N 244)
Система образования Чувашии за последнее десятилетие совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных организаций, созданию системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др. С 2000 года объем бюджетного финансирования образования в республике вырос более чем в 9 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы, построено 57 школ. Активно решались вопросы общесоциального и экономического характера (строительство дорог, газификация сел, благоустройство населенных пунктов).
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
В республике создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных организаций, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В настоящее время функционируют 400 дошкольных образовательных организаций, 38 образовательных организаций "начальная школа - детский сад". Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты. Более 90,0 процента детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
С 2000 года в республике отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных организаций. Несмотря на ежегодное введение до 1,5 тыс. дополнительных мест в функционирующих детских садах и общеобразовательных школах, проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации остается по-прежнему актуальной. По состоянию на 1 сентября 2011 г. очередность в дошкольные образовательные организации в целом по республике составила более 21 тыс. человек. Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 года в 2011 году составляет 68,0 процента, по прогнозным расчетам, к 2015 году указанный показатель составит 88,0 процента, к 2021 году - 90,0 процента.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
С учетом современного состояния муниципальных систем дошкольного образования (обеспеченность местами и охват детей), демографических перспектив предлагаются приоритетные меры, способствующие развитию сети дошкольных образовательных организаций: возврат 20 зданий детских садов на 2890 мест, перепрофилированных ранее; строительство 24 современных детских садов и 4 пристроев к функционирующим детским садам на 4570 мест, открытие дошкольных групп в школах.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
Наряду с этими затратными мерами прирост мест можно обеспечить за счет открытия дополнительных групп полного дня и групп кратковременного пребывания детей на базе действующих детских садов и свободных площадей общеобразовательных школ.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время 44 дошкольных образовательных организаций оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Но спрос на специальное дошкольное образование и услуги превышает предложения. Детские сады компенсирующего вида функционируют только в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования. Требуется открытие дополнительных групп для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций, при котором каждая образовательная организация выступает отдельным ресурсом для других образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
В системе школьного образования ведется активный поиск экономических резервов: приближают к европейским стандартам нормативные показатели наполняемости общеобразовательных организаций, классов, количество учащихся на 1 учителя, эффективно используют энергоресурсы. В настоящее время наполняемость классов составляет 19,7 ученика, в сельской местности - 15,4; на одного учителя приходится 13 учеников, в сельской местности - 11.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 N 552)
С 2002 года ведется работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций, что позволило создать различные модели школ. На территории республики функционируют 498 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 126,0 тыс. учащихся. "Точками роста" стали 138 базовых школ, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база.