Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 марта 1999 года N 53

О Программе обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999 - 2010 годы

признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01 апреля 2005 г. N 81

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществления первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999 - 2010 годы.

2. Министерству природных ресурсов Чувашской Республики организовать работу с соответствующими федеральными органами исполнительной власти по включению указанных в программе мероприятий в федеральную целевую программу "Обеспечение населения России питьевой водой".

3. Министерствам, иным республиканским органам исполнительной власти, администрациям городов и районов, предприятиям и организациям - заказчикам при составлении годовых отраслевых программ и инвестиционных проектов учитывать проведение предусмотренных программой мероприятий.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

ПРОГРАММА обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999 - 2010 годы


Наименование Программы

Программа обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999 - 2010 годы

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения"

Государственный заказчик

Министерство природных ресурсов Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство природных ресурсов Чувашской Республики, Министерство строительства,дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по охране окружающей среды

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Соответствие питьевой воды требованиям СанПиН и нормативам водопотребления, сокращение потерь воды в системах водоснабжения, сокращение затрат энергоресурсов

Сроки и этапы реализации Программы

I этап - 1999 - 2000 годы
 II этап - 2001 - 2005 годы
 III этап - 2006 - 2010 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Развитие систем водоснабжения городов и поселков городского типа
 Развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов
 Охрана и восстановление водных объектов- источников питьевого водоснабжения
 Мониторинг водных объектов-источников питьевого водоснабжения Научно-техническое и нормативно-правовое обеспечение Программы

Объемы и источники финансирования, направления расходов

Средства бюджетов всех уровней, внебюджетные источники

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежегодная информация в Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 01.03.99 N 53

ПРОГРАММА обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999 - 2010 годы

Введение


Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществить в 1998 году разработку региональных программ обеспечения населения питьевой водой на базе Концепции, утвержденной указанным постановлением.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 1998 г. N 415-р Министерству природных ресурсов Чувашской Республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено разработать Программу обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой на 1999 - 2010 годы (далее - Программа).

Составление Программы велось согласно методическим рекомендациям по разработке региональных программ обеспечения населения питьевой водой, разработанным Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на базе Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", с использованием предложений министерств, ведомств, администраций районов, городов, предприятий и организаций республики.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Одной из приоритетных проблем Чувашской Республики является обеспечение населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.

Общая численность населения в республике составляет 1 млн. 360,9 тыс. человек, в том числе городского - 826,0 тыс. человек (60,7%) и сельского - 534,9 тыс. человек (39,3%).

В настоящее время использование воды для хозяйственно -питьевого водоснабжения городского населения в среднем составляет 75 процентов от потребного, а в сельской местности - 77 процентов.

Наибольшие проблемы в обеспечении водой питьевого качества по объему испытывают г. Канаш, поселки Вурнары, Ибреси, а также Канашский, Комсомольский, Шемуршинский и другие южные районы республики.

В поселках Буинск, Киря централизованное водоснабжение вообще отсутствует.

Более половины населения республики обеспечивается питьевой водой из поверхностных источников. Это г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Шумерля, Канаш, пос. Вурнары.

Хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется из рек Волга, Сура и Малый Цивиль. Водозабор из первых двух водоисточников можно производить без всякого ущерба рекам. Река Малый Цивиль не обеспечивает потребного объема воды для пос. Вурнары. Общий водозабор из поверхностных источников для хозяйственно-питьевых нужд составляет 200,15 тыс. куб. метров в сутки.

По данным Центра Государственного санитарно -эпидемиологического надзора в Чувашской Республике 51,6 процента проб воды водоемов первой категории не отвечает гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и 13,8 процента по микробиологическим показателям. Не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям 75 процентов исследуемых проб воды в районе водозабора г. Новочебоксарска и 55 процентов - в районе водозабора г. Чебоксары. На р. Сура в районе г. Шумерли 37,7 процента проб не отвечают требованиям по микробиологическим показателям.

В результате технологического загрязнения в водоисточниках обнаруживаются высокотоксичные органические соединения, соли тяжелых металлов, нефтепродукты, металлы, фенолы и другие вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

Наиболее защищенными источниками водоснабжения от постороннего влияния являются подземные источники. Вместе с тем гидрологическая изученность территории республики остается слабой.

Из подземных источников для хозяйственно-питьевых нужд забирается 81,20 тыс. куб. метров в сутки воды. Перечень утвержденных эксплуатационных запасов (приложение 2) показывает, что обеспечить потребный объем воды можно только при проведении дополнительных поисково-разведочных работ.

По состоянию на 1 января 1998 г. действующих водозаборных скважин в Чувашии 3660 штук. Самыми крупными водозаборами подземных вод в республике являются Бахтиаровский, Высоковский, предназначенные для водоснабжения г. Канаша.

В большинстве районных центров водоснабжение осуществляется из водозаборов, расположенных на их территориях, из-за чего существует реальная угроза загрязнения водоносных горизонтов, что уже наблюдается в г. Шумерле и в с. Красноармейское.

Из 1912 источников централизованного водоснабжения санитарным нормам и правилам не отвечают 24,9 процента. В 20,8 процентах водоисточников отсутствуют зоны санитарной охраны, в том числе в таких районах как Ибресинский - 72,4 процента, Красночетайский - 88 процентов, Яльчикский - 46,2 процента, Шумерлинский - 38,0 процентов.

В результате нарушений правил санитарной охраны водоисточников, несовершенства и низкой эффективности, а частично и из-за отсутствия очистных сооружений, качество питьевой воды во многих населенных пунктах не удовлетворяет гигиеническим нормативам. В целом по республике за 1997 год по микробиологическим показателям из коммунальных водопроводов не отвечают гигиеническим нормативам 3,2 процента проб, против 3,0 процентов в 1996 году. Наблюдается ухудшение качества воды и по санитарно-химическим показателям. Так, в Батыревском районе все исследованные пробы были нестандартными, в Порецком - 33,3 процента, Чебоксарском районе - 8,3 процента, а в г. Чебоксары - 6,9 процента.

Из-за низкого санитарно-технического состояния водоразводящих сетей, особенно в сельской местности, несвоевременного проведения аварийно-восстановительных работ, ежегодных профилактических промывок и дезинфекции водопроводных сетей, сооружений происходит вторичное микробное загрязнение питьевой воды. Об этом свидетельствует рост числа проб воды с высоким коли - индексом (20 и более), число которых составило 2,2 процента.

Четверть населения республики использует для хозяйственно -питьевых целей воду из децентрализованных источников, из них не отвечают санитарным нормам и правилам 22,8 процента. Вода из общественных колодцев, родников не имеет надежной защиты от загрязнения и неудовлетворительное их санитарно-техническое состояние представляет высокую опасность в возникновении и распространении заболеваний людей кишечными инфекциями. В Батыревском районе 61 процент проб, Цивильском - 34,3 процента, Яльчикском - 31,8 процента не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, по микробиологическим показателям - в Канашском - 69 процентов, Марпосадском - 31,4 процента.

Учитывая большой ущерб здоровью населения от потребления недоброкачественной питьевой воды, необходимо вложить значительные финансовые средства в обеспечение населения республики питьевой водой нормативного качества в достаточном объеме. Решение указанной проблемы осуществимо только программным методом.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Главными целями Программы являются улучшение обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения, восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Для достижения этих целей необходимо решение задач по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и водоотведения, а также развития нормативно -правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.

Решение задачи улучшения обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве предусматривается в три этапа.

На первом этапе (1999 - 2000 годы) намечается осуществление следующих мероприятий: экономия питьевой воды, улучшение качества питьевой воды в городах и сельских населенных пунктах с наибольшим несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических нормативов, расширение использования подземных вод в городах и районах, где поверхностные воды сильно загрязнены, восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии либо подающих воду непитьевого качества, улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.

На втором этапе (2001 - 2005 годы) намечено расширить работы по восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов, а также по охране и улучшению состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения.

На третьем этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается завершить наиболее капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение водоснабжения населения.

3. Система программных мероприятий

3.1. Развитие систем водоснабжения городов и поселков городского типа


Количество воды, потребляемое жилищно-коммунальным хозяйством из поверхностных и подземных источников, удельное водопотребление на одного городского жителя, а также структура, расход воды на коммунально-бытовые нужды приводятся в таблице 3.1.1, характеристика качества используемых вод по проценту отклонений от нормативных требований - в таблице 3.1.2, характеристика и состояние водопроводных сетей и сооружений в городах и поселках городского типа - в таблице 3.1.3.

Перечень мероприятий и затрат по обеспечению населения Чувашской Республики питьевой водой приведен в приложении 3.

Мероприятия по развитию систем водоснабжения городов и поселков городского типа предусматривают:

строительство и реконструкцию водозаборов поверхностных вод;

строительство, реконструкцию и техническое перевооружение водоочистных сооружений;

строительство и реконструкцию водоводов и уличной водопроводной сети;

обустройство зон санитарной охраны водоисточников, водопроводных сетей и сооружений;

развитие и укрепление производственно-эксплуатационной базы.

Общая сумма затрат по разделу составляет 695,35 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 39,44 млн. рублей, республиканского бюджета - 145,15 млн. рублей, местных бюджетов - 250,48 млн. рублей, средств предприятий - 154,88 млн. рублей, средств иностранных инвесторов - 105,40 млн. рублей.

3.2. Развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов


В Чувашской Республике централизованное питьевое водоснабжение в сельской местности осуществляется крайне недостаточно. Общий объем воды, используемый для хозяйственно-питьевых нужд, составляет 57,51 тыс. куб. метров в сутки, в основном из подземных источников. Удельное водопотребление на одного сельского жителя равно 105 литрам в сутки.

Использование подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов приведено в таблице 3.2.1, отклонения по нормативным показателям ГОСТ 2874-82, ГОСТ 2761-84 и СанПиН 2.1.4.559-96 в процентах от количества исследованных проб - в таблице 3.2.2, характеристика централизованного водоснабжения - в таблицах 3.2.3 и 3.2.4.

Мероприятия по развитию системы водоснабжения в сельских населенных пунктах (приложение 3) включают:

строительство, реконструкцию и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения;

строительство, реконструкцию и восстановление групповых водопроводов;

строительство и реконструкцию водозаборов подземных вод, включая проведение поисково-разведочных работ;

обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений;

строительство производственных и эксплуатационных баз.

Общая сумма затрат по разделу составляет 510,32 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 219,61 млн. рублей, республиканского бюджета - 38,64 млн. рублей, местных бюджетов - 78,76 млн. рублей, средств предприятий - 173,31 млн. рублей.

3.3. Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения


Состояние источников питьевого водоснабжения оценивается как неудовлетворительное. Продолжается сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты. Даже в крупных городах не проводится очистка ливневых сточных вод, нарушается режим использования земель в водоохранных зонах и т.д.

В целях охраны и восстановления водных объектов Программа предусматривает:

строительство и реконструкцию сооружений по очистке сточных вод;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»