Состояние строительного комплекса Чувашской Республики
Инвестиционная деятельность
Дорожное строительство
Жилищное строительство
Газификация
Градостроительство, проектирование, ценообразование
Подрядная деятельность, строительная индустрия, промышленность строительных материалов
Финансовое оздоровление предприятий и организаций строительного комплекса
Энергоресурсосбережение
Качество
Обеспечение кадрами
Научное сопровождение отрасли
Охрана труда
Представительская политика
Стратегия развития строительного комплекса Чувашской Республики до 2010 года (далее - Стратегия) направлена на обеспечение реализации Президентской программы стратегических направлений экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, Указа Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике", ускорение процесса создания современных материально оснащенных строительных организаций, внедрение в отрасли эффективных наукоемких энергоресурсосберегающих технологий, обеспечение повышения качества и конкурентоспособности строительной продукции, строительных материалов, изделий и конструкций, обеспечение высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, комфортности, эксплуатационной экономичности, преобразование среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшего развития до уровня социально благополучных и технически развитых стран, интеграцию строительного сектора в мировой рынок.
Чувашская Республика располагает сложившимся и достаточно развитым строительным комплексом. В настоящее время он включает в себя 1240 строительных, промышленных, проектно-изыскательских предприятий и организаций, из них 214 крупных и средних, 1026 малых предприятий (82,7%). Общая численность работников составляет около 40 тыс. человек, в том числе в малых предприятиях около 10 тыс. человек (25%). Строительным комплексом создается 10,3% валового регионального продукта. В 2002 году выполнено подрядных работ на сумму 5,0 млрд. рублей, в том числе за пределами республики 0,78 млрд. рублей, выпущено строительных материалов и изделий на сумму 1,8 млрд. рублей.
Начиная с 2002 года наметился существенный рост производства продукции промышленности строительных материалов (рост на 16,9% к предыдущему году) и объемов подрядных работ (на 4,3% к предыдущему году). Растет производительность труда, загрузка незадействованных мощностей, наблюдается тенденция увеличения объемов инвестиций в обновление основных фондов отрасли.
Начиная с 1999 года уменьшается число убыточных предприятий в промышленности строительных материалов. В 2002 году их доля по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 17,2%. В подрядных организациях за этот же период убытки сократились на 66%.
Моральный и физический износ основных фондов составляет около 60%, а основных строительных машин и механизмов - от 61,5% до 96,7%.
Начиная с 2000 года, начался рост использования потенциала строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов. В 2002 году по строительным организациям он составил 58% к уровню 1990 года, по предприятиям строительной индустрии и промышленности строительных материалов 49%. К 2010 году использование потенциала подрядных организаций и предприятий промышленности строительных материалов достигнет уровня 1990 года.
Снизился процент использования неконкурентоспособных производственных мощностей, производивших строительные материалы и изделия для промышленного строительства, каркасно-панельного домостроения устаревших серий 17 и 121 "Ч", общественных зданий и сооружений серии 1-090.
До конца 90-х годов падала зарплата. Терялись квалифицированные кадры. Принятые меры позволили поднять среднемесячную заработную плату работающих в строительных организациях в 2002 году до 3078 рублей, что выше уровня среднереспубликанской заработной платы на 24,7%, в промышленности строительных материалов до 2953 рублей, что выше среднереспубликанской заработной платы на 19,6%. В 2002 году по сравнению с 2001 годом заработная плата в подрядных организациях выросла на 35,8%, в промышленности строительных материалов на 37,8%.
Показатели | Единица измерения | Всего | Строительство | Промышленность строительных материалов | Проектирование и изыскание |
1. Объем работ, услуг, выпущенной продукции | млн.руб | 5000 | 1800 | 102 | |
в том числе: | |||||
по крупным и средним организациям | млн.руб. | 2300 | 1130 | 42 | |
2. Количество организаций | ед. | 1240 | 1105 | 91 | 44 |
в том числе: | |||||
крупных и средних | ед. | 214 | 166 | 42 | 6 |
3. Численность работников | тыс.чел | 40 | 25,2 | 9,8 | 5 |
в том числе: | |||||
в крупных и средних организациях | тыс.чел | 26 | 18,6 | 6,9 | 0,5 |
4. Средняя заработная плата | руб. | 2469 | 3078 | 2953 | 3980 |
Необходимы результативные действия по использованию разведанных месторождений гипса, песка стекольного, глины для производства местных строительных материалов, по реализации инвестиционных проектов по производству современных эффективных базальтовых утеплителей, облицовочного кирпича.
Следует отметить не конкурентоспособность многих строительных материалов и конструкций, зависимость республики от поставок важных строительных материалов извне. Качество выпускаемых строительных материалов и изделий не в полной мере удовлетворяет предъявляемым требованиям: по кирпичу брак составляет 8%, по сборному железобетону - 1,2%, по столярным изделиям - 7 процентов. Не на должном уровне качество строительно-монтажных работ, до 10% составляет брак.
Качество проектирования не соответствовало предъявляемым требованиям, каждый второй проект возвращался на доработку, более 70% высококвалифицированных специалистов-проектировщиков - старшего возраста. Для сохранения кадрового потенциала проектировщиков в головных проектных организациях необходимо было увеличить их заработную плату. Уже сегодня средняя заработная плата проектировщиков составляет около 4000 рублей, что выше уровня заработной платы строителей на 12,5%. Стоимость проектных работ по сравнению с 1990 годом увеличилась на 0,3% и составляет 3,3% от стоимости строительства.
Применяемая до настоящего времени сметно-нормативная база ценообразования в строительстве не соответствовала современным технологиям строительного производства. Предусмотренные в ней ресурсно-стоимостные показатели были несоразмерны с реальными затратами, определяющими стоимость строительной продукции в современных условиях. Занижение составляла до 20%. Поэтому подготовлен и с 2003 года осуществляется переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования.