Недействующий

О реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.04.2014 N 141)

Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (на основании данных органов статистики), по Чувашской Республике


Согласно результатам всероссийского обследования некоммерческих организаций, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета - Высшей школы экономики, доля реально действующих некоммерческих организаций в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38 процентов.

Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в Чувашии входят приблизительно 850 некоммерческих организаций.

С каждым годом все более важным для развития национальной экономики становится труд добровольцев. В Российской Федерации институт добровольчества начали законодательно оформлять только с середины 1990-х годов, в связи с чем актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования данного вида деятельности. Добровольчество основывается на не требующем оплаты труде. Следовательно, его мотивом является не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Труд добровольцев в некоммерческой организации обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д.

Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичность. Как правило, взаимоотношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, добровольчество сопряжено с определенным уровнем ответственности. К примеру, добровольцы отвечают за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, а также за деятельность, формирующую репутацию организации и т.п. Все это позволяет рассматривать добровольчество как особую систему трудовых отношений. Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. При отсутствии материального поощрения актуальным становится вопрос о методах стимулирования.

Можно выделить три группы стимулирования:

1) практическое: добровольцам предоставляют возможность участвовать в образовательных программах организации на бесплатной или льготной основе. Они приобретают опыт работы в различных направлениях, а также дополнительные знания, навыки и т.д.;

2) информационное: добровольцам предоставляют доступ к информационным источникам и материалам (библиотека, научно-исследовательские разработки, новые технологии и т.д.);

3) привилегированное: добровольцам организуют досуг, в частности предоставляют возможность бесплатного посещения различных мероприятий, скидки на какие-либо товары (услуги).

На основе выделенных особенностей можно сформулировать определение. Добровольчество - это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. По сравнению с зарубежными странами уровень развития добровольчества в России достаточно низок. Это можно отчасти объяснить тем, что на Западе идея взаимопомощи лежит в основе общественных отношений, в то время как в Российской Федерации потребность в добровольцах всегда была не так высока, поскольку государство брало на себя благотворительные функции, осуществляемые в других странах частным образом. Однако в связи с сокращением возможностей государства по финансированию социальной сферы добровольческий труд приобретает все большую популярность.

Если сравнить российский опыт с американским, то станет очевидным, что мы существенно уступаем по основным показателям развития добровольчества. Например, в Вашингтоне уровень занятости населения в добровольческой деятельности составляет 34,2 процента от общей численности населения, а суммарная стоимость такого вида труда насчитывает более 4,6 млрд. долларов США.

Кроме того, за последнее время сильное влияние на добровольческую активность оказал финансовый кризис, поскольку он ухудшил материальное благополучие граждан, что привело к сокращению и так незначительных финансовых пожертвований.

На сегодняшний день приоритетными направлениями добровольческой деятельности являются поддержка социально незащищенных групп населения (помощь детям-сиротам, пожилым людям, ветеранам, инвалидам), благоустройство территорий, акции по борьбе с алкоголизмом, СПИДом и наркоманией, помощь в больницах. Добровольцами работают люди с разным уровнем дохода и образования. Существенно преобладают женщины и молодежь.

По проведенному Институтом проблем гражданского общества исследованию, 14 процентов среди всех добровольцев составляют подростки до 18 лет, 18 процентов - студенты, 22 – работающее население, 24,6 – молодые пенсионеры и всего лишь 2 процента составляют безработные.

По результатам исследования "Общественная поддержка некоммерческих организаций в России", проведенного группой ЦИРКОН в 2010 году, среди людей, хотя бы раз принимавших участие в добровольческих инициативах, основным мотивационным фактором является желание помогать другим. Реализация этого желания позволяет добровольцу наполнить свою жизнь дополнительным смыслом, помогает реализоваться и получить глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, выяснилось, что к добровольчеству гораздо более склонны люди, имеющие опыт получения помощи либо пережившие личную трагедию, в которой очень пригодилась бы поддержка.

Для пенсионеров, которые представляют собой весомую долю социально активного населения (24,6 процента), основным стимулом к добровольчеству становится возможность подтверждения того, что они все еще нужны и полезны обществу. Таким образом, всех добровольцев по степени ориентации на себя или общество можно разделить на альтруистов (основной стимул - помощь ближним) и эгоцентристов (для них добровольчество в первую очередь связано с извлечением личной нематериальной выгоды).

Кроме того, вышеперечисленные исследования выявили также факторы демотивации: плохая организация, скучная и однообразная работа, плохая оценка усилий добровольца и чувство незначительности дела.

За последние годы в России стало активно развиваться молодежное добровольчество, получившее дополнительную популярность во время кризиса. Наличие свободного времени и желание развиваться в профессиональном плане привели молодых специалистов к участию в добровольческой деятельности. Мотивация молодежного добровольчества носит прагматичный характер, что выражается в желании получить не только моральное удовлетворение от работы, но и некие блага. Среди наиболее распространенных мотивов участия - желание попробовать себя в профессии и применить полученные теоретические знания на практике. Многие связывают добровольчество с прохождением летней практики, стажировок.

Другим мотивационным фактором является стремление приобрести опыт и установить профессиональные контакты для получения работы в будущем и продвижения по карьерной лестнице. Информационный стимул также играет значимую роль, удовлетворяя потребность молодых специалистов в получении дополнительных навыков и знаний.

С появлением информационно-телекоммуникационной сети Интернет возможности по привлечению добровольцев значительно расширились:

во-первых, резко увеличился доступ к потенциальным целевым группам (особенно к студентам), и появилась возможность целевого поиска нужных людей в социальных сетях;

во-вторых, широкая сеть контактов помогает практически мгновенно распространять новости о проектах и быстро получать обратную связь, а также служит дополнительным источником мотивации добровольцев (информация об участии в проекте находится в открытом доступе);

в-третьих, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет позволяет наладить личностные и эмоциональные связи потенциальных добровольцев с организацией посредством постоянного общения в социальных сетях.

В настоящее время Правительство Российской Федерации активно обсуждает проект о создании базы данных добровольцев, готовых оказывать помощь в экстренных ситуациях и на постоянной основе. Несомненно, подобная система значительно упростила бы процесс поиска добровольцев и открыла доступ к людям, которые раньше никак не могли быть охвачены коммуникационной программой проекта. Таким образом, добровольчество как система трудовых отношений испытывает влияние различных факторов, которые необходимо учитывать при привлечении и управлении добровольцами. Отдельное внимание стоит уделять вопросам мотивации и коммуникации.

В части взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти результаты обследования показали, что в тех или иных формах взаимодействуют с органами местного самоуправления 80 процентов обследованных некоммерческих организаций, а с органами государственной власти субъектов Российской Федерации - 59 процентов.

Наиболее распространенными формами поддержки являются получение информации от органов государственной власти, участие в совместных с органами государственной власти общественных советах, предоставление и получение информации, в том числе аналитической, участие в реализации региональных программ. Среди некоммерческих организаций, имевших опыт взаимодействия с органами власти, более 60 процентов остались в той или иной степени довольны таким взаимодействием.

Самыми востребованными формами поддержки, наиболее отвечающими интересам некоммерческих организаций, являются бюджетные гранты на социально значимые проекты (49 процентов), предоставление помещений на безвозмездной основе (38 процентов), субсидирование для покрытия текущих расходов (32 процента), налоговые льготы.

По мнению руководителей некоммерческих организаций, в характер взаимодействия с органами государственной власти необходимо внести существенные корректировки. В частности, некоммерческие организации должны занимать по отношению к власти такие позиции: совместная выработка и реализация общественно значимых программ, защита интересов граждан перед органами государственной власти, оказание помощи властным структурам в их планах и начинаниях.