КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2011 года N 443
О реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 апреля 2012 г. N 133
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 127;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2013 г. N 336
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44}
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 24 апреля 2014 года N 141
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций", в целях развития гражданского общества в Чувашской Республике, повышения качества социальных услуг за счет создания условий для развития конкурентной среды в данной сфере Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Определить органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим поддержку (за исключением информационной) социально ориентированных некоммерческих организаций, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
2. Определить органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим информационную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.
{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 127}
3. Утвердить:
{Абзац 2 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44}
Порядок определения объема и предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - Порядок) (приложение N 2).
{Абзац 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 апреля 2012 г. N 133}
{Пункт 4 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44}
{Пункт 5 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44}
6. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерству культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Министерству по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики, Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обеспечить проведение конкурсных отборов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Порядком.
{Пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 127, от 28 августа 2013 г. N 336}
{Пункт 7 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44}
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
9. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики О.Макаров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
(приложение N 1)
{Паспорт в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 127}
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике на 2011-2020 годы" (далее – Программа) |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | федеральные законы "О некоммерческих организациях" , "Об общественных объединениях" , "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" , Концепци я содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Рос сийской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р , Закон Чувашской Республики "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике" |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии) |
Основной разработчик Программы | - | Минэкономразвития Чувашии |
Цели и задачи Программы | - | основными целями Программы являются: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | к 2020 году предусматривается достижение следующих показателей: |
Срок реализации Программы | - | 2011-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 153880 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной эффективности | - | последовательная реализация программных мероприятий позволит обеспечить: |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Минэкономразвития Чувашии. |
Продолжающиеся в последнее десятилетие исторические преобразования в России наряду с реформами социально-экономической и политической сфер коренным образом изменили систему взаимоотношений человека, общества и государства.
Государство будет сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность и участие в решении актуальных проблем. Основой формирования такой системы выступают независимые объединения граждан, совокупность которых согласно общемировой традиции принято называть "третьим сектором".
Федеральным законом "О некоммерческих организациях" определены основные формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Сегодня общественный сектор Чувашской Республики можно охарактеризовать как динамично развивающуюся систему, обладающую устойчивостью и позитивно направленной тенденцией все более усиливающегося влияния институтов гражданского общества на процессы социального и экономического развития региона. Общественные и иные некоммерческие организации стремятся к укреплению своей материально-технической базы, повышению профессионализма, конкурентоспособности на рынке оказания социальных услуг, конкретному участию в реализации республиканских целевых программ. Идет постепенный процесс формирования консолидированных сообществ общественных объединений в целях более активного влияния на формирование и реализацию социально-экономической политики в Чувашии.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, осуществляющего деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, на территории Чувашской Республики зарегистрировано более 1400 некоммерческих организаций, часть которых активно взаимодействует с органами государственной власти.
В настоящее время Президент Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики придают большое значение работе с некоммерческими организациями, направленной на достижение долгосрочных целей в области социально-экономической политики и общественного развития республики, а именно: обеспечение непрерывного системно организованного процесса повышения качества жизни населения Чувашии; расширение и повышение эффективности участия общественности в процессах выработки решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение реализации права некоммерческих организаций на государственную поддержку их деятельности и создание условий для реализации их потенциала по выполнению общественно полезных проектов и инициатив.
Социально ориентированные некоммерческие организации - это организации, которые основной своей целью не ставят извлечение прибыли, а ради достижения общественно полезной цели порой работают себе в убыток, добывая ресурсы разрешенными законом способами. Это организации, которые берут на себя часть функций государства, например в области развития культуры и сохранения культурных традиций, защиты прав граждан и повышения их правосознания, борьбы с правовым нигилизмом, помощи детям и развития благотворительности. И государственная поддержка, как финансовая, так и политическая, для таких организаций является важным стимулом признания необходимости и ценности их работы. Такие организации в обыденном сознании россиян – общественные, в законодательстве определенные как некоммерческие – серьезная экономическая сила, достойный и надежный партнер государства в решении широкого спектра социальных вопросов.
Однако для того, чтобы эта сила имела высокий коэффициент полезного действия, необходимы не только желания, умения и воля, но и создание условий, способствующих и благоприятствующих развитию общественных инициатив, созданию и деятельности некоммерческих организаций, активному и эффективному сотрудничеству общества и государства.
По результатам исследования "Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы", которое проводилось группой ЦИРКОН в 2008 и 2010 годах и позволило проследить динамику ключевых индикаторов отношения населения к деятельности общественных организаций, отмечены позитивные изменения в данной сфере. Социологи провели массовые опросы (по 500-600 респондентов) и фокус-группы среди населения в возрасте 25–45 лет в городах Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, а также панельный опрос руководителей некоммерческих организаций (по 30–37 человек в каждом городе). Выяснилось, что уровень информированности населения о действующих в их городах благотворительных или общественных организациях значительно возрос, о чем свидетельствует увеличение положительных ответов на соответствующий вопрос (с 30 процентов в 2008 году до 50 процентов в 2010 году). Однако отмечено, что люди воспринимают сведения о некоммерческих проектах на уровне информационного шума. Снизилось влияние телевизионной социальной рекламы, однако возросла роль размещаемых на улицах городов рекламных щитов.
Участники опросов продемонстрировали высокую готовность к общественной деятельности, то есть в среднем более половины респондентов заявили, что хотели бы участвовать в работе некоммерческих организаций, а в городах Барнауле и Москве о таком желании заявили около двух третей опрошенных. Доля тех, кто реализует свое желание на практике, гораздо меньше. За два года ситуация с вовлеченностью граждан в общественную деятельность фактически не изменилась. При этом среди тех, кто участвует в общественной деятельности, за два года увеличилась численность людей, оказывающих помощь в частном порядке или в составе неформальных групп.
Следует отметить, что, несмотря на то, что благотворительность становится социальной нормой, к активным действиям переходят далеко не все. Структура декларируемых предпочтений в отношении видов общественной деятельности между двумя этапами исследования практически не изменилась: наиболее высока готовность помогать детям, пожилым людям, ветеранам, инвалидам. Респонденты готовы сдавать вещи для нуждающихся (41 процент в 2008 году и 52 процента в 2010 году) и кровь в качестве доноров (18 и 27 процентов соответственно). Участвовать в поездках в детские дома, дома престарелых и т.п. готова примерно четверть опрошенных.
Все это расходится с потребностями некоммерческих организаций, о которых сообщили их руководители. Так, организациям нужны добровольцы для участия в коллективных акциях, об этом заявили 69 процентов опрошенных, а среди населения желание попробовать такую форму работы выразили только 25 процентов респондентов. Существенный разрыв между потребностями некоммерческих организаций и предпочтениями потенциальных волонтеров отмечен в отношении информационной и координационной работы, оказания профессиональной помощи организациям.
В отношении поддержки населением общественных организаций большинство руководителей некоммерческих организаций отметили, что особых изменений нет. Так, 25 процентов респондентов заявили об увеличении поддержки, в 2008 году такого мнения придерживались 6 процентов опрошенных. Представители некоммерческого сектора невысоко оценили информационную и финансовую прозрачность некоммерческих организаций в своих городах, при этом, говоря о своих организациях, практически все отмечали увеличение степени их открытости.
По результатам другого социологического опроса, проведенного группой ЦИРКОН по проблематике социального предпринимательства в 2008 и 2011 годах, осуществлен зондаж общественного мнения по такому вопросу: "Как социальное предпринимательство воспринимается общественным сознанием, находит ли поддержку и понимание в широких массах граждан страны?". Предполагалось, что социальное предпринимательство будет активно распространяться и одновременно будет реализовываться продвижение его идей в обществе.
Согласно результатам всероссийского опроса на сегодняшний день большинство российских граждан находятся в неведении относительно социального предпринимательства; только 4 процента респондентов уверенно заявили о своей информированности. Лишь четверть опрошенных утверждают, что они в той или иной степени осведомлены о том, что такое социальное предпринимательство, однако за три года количество таких людей даже несколько сократилось - с 30 процентов в 2008-м до 25 процентов в 2011 году. С учетом того что уровень декларируемой осведомленности обычно превышает реальную информированность, можно предполагать, что доля информированных россиян еще меньше.
Судя по данным опроса, сколько-нибудь заметная активность по информированию граждан о том, что такое социальное предпринимательство, какие задачи оно решает и какую пользу может принести обществу, отсутствует. За три года, прошедшие между двумя опросами общественного мнения, уровень информированности россиян не только не вырос, но и даже чуть снизился.
Низкий уровень информированности о практике социального предпринимательства закономерно влечет отсутствие сформированного представления о том, какую деятельность оно подразумевает. Как показало исследование, за три года доля респондентов, затрудняющихся с ответом на вопрос о том, кто такие социальные предприниматели, практически не изменилась и осталась довольно высокой - 64 процента (62 процента в 2008 году).
Анализ ответов оставшейся части респондентов показал, что, как и три года назад, в понятие социального предпринимательства вкладываются довольно разные смыслы - от коммерческой деятельности, ориентированной на доход и выгоду, до благотворительной безвозмездной работы на пользу обществу. Причем авторами этой деятельности называются как частные лица, так и государственные, некоммерческие и бизнес-структуры. Это позволяет сделать вывод о том, что четко сформированной и определенной точки зрения относительно того, что такое социальное предпринимательство, в массовом сознании пока нет.
Представление о социальном предпринимательстве как об общественной деятельности, деятельности общественных организаций, самостоятельно добывающих финансирование на решение проблем общества, или же компаниях, предоставляющих льготные бытовые услуги или производящие доступные товары для определенных групп граждан, встречается у меньшинства опрошенных (табл. 1).
Распределение ответов респондентов
Как вы думаете, кто такие "социальные предприниматели"? Объясните, пожалуйста, как вы это понимаете? | 2008 | 2011 |
Бизнес, занимающийся решением социальных проблем / вкладывающий деньги в социальную сферу, оказывающий помощь населению | 5 | 6 |
Те, кто помогает бедным, обездоленным, инвалидам, детям, занимается социальной сферой, волонтеры | 5 | 6 |
Бизнес, предприниматели, коммерческие организации (без уточнения) | 2 | 5 |
Бизнес в социальной сфере, предоставление социальных услуг на коммерческой основе | 2 | 5 |
Люди, работающие на благо общества, населения России | 2 | 3 |
Бизнес, аффилированный с государством / с помощью государства, льготы от государства | 1 | 2 |
Бизнес, занимающийся благотворительностью | 3 | 2 |
Аферисты, наживающиеся на людях, желающие получить льготы | 2 | 1 |
Благотворители, спонсоры, меценаты | 4 | 1 |
Государственные структуры, что-то связанное с государством | 1 | 1 |
Органы социальной защиты, социальные работники | 5 | 1 |
Люди, преследующие общие цели, занимающиеся общественной деятельностью | 1 | 1 |
Общественное предпринимательство / общественные предприятия сами зарабатывают деньги, фонды, общественные организации | 1 | 1 |
Создание рабочих мест (в том числе для инвалидов, малоимущих, социально незащищенных слоев) | 1 | 1 |
Предприятие, заботящееся о своих сотрудниках | 0,5 | 0,3 |
Выпуск продукции по низким, доступным ценам или льготные услуги для малообеспеченных, организация бытовых услуг для малоимущих (столовые, парикмахерские) | 1 | 0 |
Сфера недвижимости, операции с землей, инвестиции, фермерство (разные виды бизнеса) | 1 | 0 |
Другое / непонятно | 4 | 4 |
Затрудняюсь ответить, не знаю | 62 | 64 |