Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие лесного хозяйства в Чувашской Республике на 2012-2020 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.10.2013 N 439)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время охрана лесов от пожаров приобрела характер общегосударственной задачи.

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки для возникновения лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем 7 месяцев в году.

Годы с экстремальными и засушливыми периодами повторяются 3-4 раза в десятилетие.

Из-за недостаточного финансирования органов лесного хозяйства в последние годы материально-техническая база пожарно-химических станций недоукомплектовывалась, оснащение их современной высокоэффективной специальной техникой и оборудованием не производилось. Средства на подготовительные мероприятия выделялись в незначительных объемах.

Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и передача им части полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов приводят к повышению ответственности субъектов Российской Федерации и необходимости своевременного проведения противопожарного обустройства лесов, созданию действенных структур по борьбе с лесными пожарами, оснащению их современной противопожарной техникой и средствами пожаротушения.

В целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 г. N 375 "О создании бюджетных учреждений Чувашской Республики" создано бюджетное учреждение Чувашской Республики "Лесопожарная служба" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Лесопожарная служба) путем изменения типа существующего республиканского государственного учреждения "Лесопожарная служба" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Наблюдается тенденция к увеличению повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Аномально сухая и жаркая погода пожароопасного сезона 2010 года в значительной степени способствовала этому, в результате сильных лесных пожаров погибло лесных насаждений на площади более 6,0 тыс. га.

Вследствие гибели лесов на значительных площадях произошло увеличение площадей лесных насаждений с очагами вредных организмов, особенно со стволовыми вредителями леса.

Недостаточное финансирование не позволяет охватить всю территорию лесов мероприятиями по локализации и ликвидации очагов распространения вредных организмов.

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины по всем видам рубок (расчетная лесосека) по Минприроды Чувашии, который установлен Лесным планом Чувашской Республики, утвержденным Указом Президента Чувашской Республики от 8 июня 2009 г. N 30, и лесохозяйственными регламентами лесничеств, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 г. N 134, составляет 633,4 тыс. куб. м ликвидной древесины, из них 335 тыс. куб. м - деловой древесины.

В 2011 году фактически заготовлено 588,1 тыс. куб. м ликвидной древесины, включая объем заготовки при разработке горельников, или 92,9 процента от установленного объема ежегодного изъятия ликвидной древесины по всем видам рубок. При этом в первую очередь разрабатываются площади лесных насаждений, пройденные в 2010 году верховыми и высокоинтенсивными низовыми пожарами, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок. Заготовлено ликвидной древесины:

на арендованных лесных участках - 48,3 тыс. куб. м;

на основании государственных контрактов - 334,8 тыс. куб. м;

по договорам купли-продажи лесных насаждений для заготовки гражданами древесины для собственных нужд - 199,0 тыс. куб. м;

по договорам купли-продажи лесных насаждений в целях обеспечения государственных нужд в исключительных случаях - 6,0 тыс. куб. м.

Объем заготовленной древесины в 2011 году при проведении рубок спелых и перестойных лесных насаждений составил 193,5 тыс. куб. м, или 56,1 процента от установленного объема ежегодного изъятия ликвидной древесины.

Из общей площади земель лесного фонда площадь переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины составляет 57 тыс. га, или 9,5 процента общей площади. Объем заготовки древесины арендаторами лесных участков составил 62,8 тыс. куб. м, или 9,9 процента от установленного объема ежегодного изъятия древесины.

На долю лесопромышленного комплекса приходится 2,2 процента от объема отгруженной продукции обрабатывающих производств республики. Отрасль обеспечивает 1,0 процента налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Среднесписочная численность работников отрасли по полному кругу организаций за 2011 год составила 4,5 тыс. человек. Доля Чувашии в общероссийском производстве древесной продукции составляет менее 1 процента.

Практически все предприятия отрасли находятся в частной собственности, только Кирский лесокомбинат - в муниципальной. На территории республики можно выделить 3 района с достаточно хорошо развитыми предприятиями лесопромышленного комплекса: Алатырский, Ибресинский, Шумерлинский, а также гг. Чебоксары и Новочебоксарск.

В лесном фонде на территории Чувашской Республики преобладают мягколиственные породы деревьев (около 60 процентов), тогда как лесопромышленный комплекс республики направлен на переработку хвойных пород деревьев. Недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки, приводит к неосвоению расчетной лесосеки по мягколиственному хозяйству. Недостаток хвойных пород в лесном фонде республики не позволяет загрузить имеющиеся производственные мощности.

Последнее лесоустройство на территории Чувашской Республики проведено в 1993-1995 годах. Имеющиеся в лесничествах материалы лесоустройства в настоящее время утратили юридическую силу, повыдельная база данных устарела, таксационные описания и картографические материалы на электронных носителях отсутствуют. Необходима их актуализация, что позволит планировать проведение лесохозяйственных работ с учетом всех лесоводственных требований, осуществлять регистрацию лесопользователей в установленном порядке при постановке на кадастровый учет. Для решения данной проблемы необходимо поэтапное проведение лесоустройства на территории 11 лесничеств (по 2–3 ежегодно) с привлечением средств как из федерального бюджета, так и из республиканского бюджета Чувашской Республики.

Ежегодное неполное освоение расчетной лесосеки затрудняет проведение лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий, приводит к захламлению леса. Необходимо развитие долгосрочных арендных отношений, привлечение инвестиций в переработку мелкотоварной и низкосортной древесины мягколиственных пород, реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В результате интенсивного проведения работ по восстановлению лесов в последние годы в республике не допущен разрыв между рубкой и восстановлением лесов, площадь земель, не покрытых лесной растительностью, ежегодно снижается. Так, в 2009 году лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 805 га, в 2010 году - 700, в 2011 году – 1303 га. Увеличение объемов работ по лесовосстановлению связано в основном с восстановлением горельников 2010 года.

Статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Законом Чувашской Республики от 19 июля 2007 г. N 48 "О порядке использования лесов гражданами для собственных нужд" утверждены Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ель или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и иные подобные лесные ресурсы) и Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2007 г. N 102 утверждены ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

До введения в действие в 2007 году Лесного кодекса Российской Федерации заготовкой и сбором вышеуказанных лесных ресурсов кроме граждан занимались 17 лесхозов, подведомственных Агентству лесного хозяйства по Чувашской Республике. Кроме того, лесхозы занимались заготовкой древесины с рубок ухода за лесом и их переработкой. Удельный вес собственных средств в общем объеме финансирования составлял в 2004 году 77,0 процента, в 2005 году - 72,1 и в 2006 году – 71,3 процента.

В настоящее время заготовку и сбор осуществляют как граждане, так и арендаторы лесных участков, использующие леса для вышеуказанных целей. Всего имеется 7 договоров аренды на заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на площади 7,39 га, 206 договоров на ведение сельского хозяйства (в основном для пчеловодства) на площади 252,25 га и 1 договор на выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений на площади 54 га.

Согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2009 г. N 134 "О лесохозяйственных регламентах лесничеств" можно осуществлять заготовку и сбор хвороста, веточного корма, еловых и сосновых лап, елей для новогодних праздников, мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и тростника, веников, ветвей, коры деревьев, бересты, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, березового сока) и иных подобных лесных ресурсов.