Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2005 года N 41

Об утверждении Концепции управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2007 г. N 347

В целях эффективного внедрения результатов реализации Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" по направлениям "Финансовое планирование" и "Система управления долгом" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить:

Концепцию управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики (далее - Концепция) согласно приложению N 1;

Организационную структуру системы управления государственным долгом Чувашской Республики согласно приложению N 2;

Порядок и форму ведения Государственной долговой книги Чувашской Республики согласно приложению N 3;

Порядок и формы учета консолидированного долга Чувашской Республики и отчетности согласно приложению N 4;

Методику расчета реальной стоимости обязательств Чувашской Республики с использованием рыночной ставки процента согласно приложению N 5.

2. Установить, что управление и обслуживание государственного долга Чувашской Республики в установленном порядке осуществляет Министерство финансов Чувашской Республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять концепции управления муниципальным долгом.

4. Признать утратившими силу:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 226 "О нормативных документах, регулирующих долговые обязательства Чувашской Республики";

пункт 6 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 февраля 2002 г. N 40 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Чувашской Республики".

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С.Гапликов

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 февраля 2005 г. N 41

(приложение N 1)

Концепция управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики

1. Цели и задачи, принципы долговой политики Чувашской Республики


Управление государственным долгом Чувашской Республики (далее - долг) является одним из важных компонентов системы управления общественными финансами. Качественное, эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Чувашской Республики.

В рамках Концепции под долговой политикой Чувашской Республики понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Чувашской Республики в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.

Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Чувашской Республики в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Принципами управления долгом являются:

сохранение объема долговых обязательств Чувашской Республики на экономически безопасном уровне;

полнота и своевременность исполнения долговых и иных обязательств Чувашской Республики;

сокращение стоимости обслуживания долга;

прозрачность управления долгом и доступность информации о долге.

Управление долгом является составной частью бюджетной политики Чувашской Республики и непосредственно связано с бюджетным процессом Чувашской Республики.

Основными задачами управления долгом являются:

повышение эффективности государственных заимствований Чувашской Республики (далее - заимствование);

оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - бюджет) в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета;

развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;

совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.

2. Основные термины и определения


В рамках управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие понятия, как долговая емкость бюджета, прямые и условные обязательства Чувашской Республики, субъекты государственного и муниципального сектора экономики в соответствии со стандартами управления долгом и условными обязательствами субъектов Российской Федерации, определенными в рамках Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне".

Долговая емкость бюджета - суммарное превышение доходов бюджета и поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание и погашение существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Чувашской Республики и резервирование средств под возможную ответственность по государственным гарантиям Чувашской Республики в каждом отдельном периоде времени в выбранном временном интервале.

Ограничение объема обязательств по долговой емкости бюджета заключается в непревышении объемов обслуживания и погашения обязательств над долговой емкостью.

Прямые обязательства - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий. В целях полноты определения долговой емкости бюджета при планировании и исполнении бюджета в перечне прямых обязательств также учитывается просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений Чувашской Республики в определении действующих в Российской Федерации норм бухгалтерского учета.

Условные обязательства - это совокупность обязательств по таким формам соглашений, договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий.

К условным обязательствам относятся государственные гарантии Чувашской Республики, а также имущественные обязательства государственных учреждений Чувашской Республики, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность.

Под субъектами государственного и муниципального сектора экономики в рамках Концепции понимаются органы государственной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, государственные унитарные предприятия Чувашской Республики и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, в уставных капиталах которых в соответствии с действующим законодательством Чувашская Республика и муниципальные образования владеют более 33,3 процента акций.

3. Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом


Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом Чувашской Республики исходит из самой цели управления долгом - обеспечения исполнения в полном объеме расходных обязательств Чувашской Республики.

Участие системы управления долгом в бюджетном процессе начинается уже на стадии планирования бюджета - это оценка долговой емкости бюджета и определение инвестиционных возможностей Чувашской Республики, т.е. объема бюджета развития.

На этапе исполнения бюджета в соответствии с программой заимствований привлекаются заемные средства для обеспечения финансирования расходов бюджета, т.е. на покрытие дефицита бюджета.

Качество и эффективность управления долгом непосредственно влияют на бюджетный процесс, поскольку заимствования с высокими рисками и стоимость их обслуживания непосредственно отражаются на исполнении расходной части бюджета.

4. Институциональная структура управления долгом, функции ведомств, задействованных в управлении долгом


Институциональная структура управления долгом состоит из двух основных элементов:

организационной структуры системы управления долгом и условными обязательствами, определяющей функции ведомств, задействованных в управлении долгом и условными обязательствами;

нормативного правового регулирования управления долгом.

Организационная структура системы управления прямыми и условными обязательствами включает органы государственной власти Чувашской Республики, участвующие в процессе управления с определенными их функциями и ответственностью. Организационная структура системы управления государственным долгом Чувашской Республики в соответствии с полномочиями органов государственной власти Чувашской Республики, определенными законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, приведена в приложении N 2.

Нормативное правовое регулирование управления прямыми и условными обязательствами представляет собой перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, устанавливающих принципы планирования и привлечения прямых и условных обязательств и управления существующими обязательствами, а также нормативных правовых актов, устанавливающих порядок планирования и осуществления заимствований, учета информации о существующих обязательствах, управления обязательствами, а также подготовки требуемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики отчетности.

5. Планирование прямых и условных обязательств


Разработка программы заимствований и программы предоставления государственных гарантий на планируемый год осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".

Министерство финансов Чувашской Республики на основе прогноза социально-экономического развития и перспективного финансового плана Чувашской Республики разрабатывает проект программы государственных заимствований Чувашской Республики, обеспечивает привлечение, погашение и обслуживание государственного долга Чувашской Республики в рамках указанной программы.

Процесс планирования государственного долга Чувашской Республики, включая условные обязательства, состоит из двух этапов:

планирование расходов по погашению и обслуживанию действующих долговых обязательств Чувашской Республики;

планирование объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.

Основной целью планирования, погашения и обслуживания уже имеющегося долга является оценка возможности его погашения за счет доходов бюджета в планируемом финансовом году.

При планировании вновь привлекаемых прямых обязательств и принятии условных обязательств должны быть соблюдены следующие ограничения:

на объемы обязательств и на расходы по их обслуживанию, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

на величину расходов по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам исходя из долговой емкости бюджета для новых заимствований.

Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:

прогноз доходов бюджета, поступлений от приватизации государственного имущества Чувашской Республики, текущих расходов бюджета;

потребность бюджета в капитальных расходах бюджета, определяемых на основе приоритетов инвестиционной политики Чувашской Республики;

потребность Кабинета Министров Чувашской Республики в предоставлении государственных гарантий Чувашской Республики, определяемая на основе приоритетов государственной экономической политики Чувашской Республики;

информация о существующих прямых и условных обязательствах Чувашской Республики.

Министерство финансов Чувашской Республики на основе исходной информации определяет:

долговую емкость бюджета;

необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных обязательств исходя из условия, что прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам Чувашской Республики не превышают долговой емкости бюджета;

прогноз возможного объема предоставления гарантий Чувашской Республикой в соответствии с программой предоставления государственных гарантий Чувашской Республики;

структуру долга в рамках подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год и разрабатывает в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой емкостью бюджета, программу заимствований на очередной финансовый год.

Стратегия государственных заимствований Чувашской Республики определяется исходя из целей привлечения средств на покрытие дефицита бюджета, рефинансирование и инвестиционные цели.

Объем средств, привлекаемых на покрытие дефицита бюджета, определяется превышением расходных обязательств бюджета над его доходами, которое в последующие месяцы финансового года компенсируется соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами.

Объем заимствований на рефинансирование определяется отдельно на вынужденное и добровольное рефинансирование.

Объем заимствований на вынужденное рефинансирование определяется величиной превышения затрат на обслуживание и погашение имеющихся прямых обязательств над долговой емкостью бюджета.

Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется на основе анализа структуры и условий обслуживания и погашения текущих прямых и условных обязательств, а также условий, сложившихся на рынке заимствований в конкретный момент, осуществляется для улучшения условий обслуживания и погашения имеющегося долга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»