КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2005 года N 41
Об утверждении Концепции управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2007 г. N 347
В целях эффективного внедрения результатов реализации Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" по направлениям "Финансовое планирование" и "Система управления долгом" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить:
Концепцию управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики (далее - Концепция) согласно приложению N 1;
Организационную структуру системы управления государственным долгом Чувашской Республики согласно приложению N 2;
Порядок и форму ведения Государственной долговой книги Чувашской Республики согласно приложению N 3;
Порядок и формы учета консолидированного долга Чувашской Республики и отчетности согласно приложению N 4;
Методику расчета реальной стоимости обязательств Чувашской Республики с использованием рыночной ставки процента согласно приложению N 5.
2. Установить, что управление и обслуживание государственного долга Чувашской Республики в установленном порядке осуществляет Министерство финансов Чувашской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять концепции управления муниципальным долгом.
4. Признать утратившими силу:
пункт 6 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 февраля 2002 г. N 40 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Чувашской Республики".
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики С.Гапликов
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 февраля 2005 г. N 41
Концепция управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики
Управление государственным долгом Чувашской Республики (далее - долг) является одним из важных компонентов системы управления общественными финансами. Качественное, эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Чувашской Республики.
В рамках Концепции под долговой политикой Чувашской Республики понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Чувашской Республики в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Чувашской Республики в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Принципами управления долгом являются:
сохранение объема долговых обязательств Чувашской Республики на экономически безопасном уровне;
полнота и своевременность исполнения долговых и иных обязательств Чувашской Республики;
сокращение стоимости обслуживания долга;
прозрачность управления долгом и доступность информации о долге.
Управление долгом является составной частью бюджетной политики Чувашской Республики и непосредственно связано с бюджетным процессом Чувашской Республики.
Основными задачами управления долгом являются:
повышение эффективности государственных заимствований Чувашской Республики (далее - заимствование);
оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - бюджет) в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
В рамках управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие понятия, как долговая емкость бюджета, прямые и условные обязательства Чувашской Республики, субъекты государственного и муниципального сектора экономики в соответствии со стандартами управления долгом и условными обязательствами субъектов Российской Федерации, определенными в рамках Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне".
Долговая емкость бюджета - суммарное превышение доходов бюджета и поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание и погашение существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Чувашской Республики и резервирование средств под возможную ответственность по государственным гарантиям Чувашской Республики в каждом отдельном периоде времени в выбранном временном интервале.
Ограничение объема обязательств по долговой емкости бюджета заключается в непревышении объемов обслуживания и погашения обязательств над долговой емкостью.
Прямые обязательства - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий. В целях полноты определения долговой емкости бюджета при планировании и исполнении бюджета в перечне прямых обязательств также учитывается просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений Чувашской Республики в определении действующих в Российской Федерации норм бухгалтерского учета.
Условные обязательства - это совокупность обязательств по таким формам соглашений, договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий.
К условным обязательствам относятся государственные гарантии Чувашской Республики, а также имущественные обязательства государственных учреждений Чувашской Республики, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность.
Под субъектами государственного и муниципального сектора экономики в рамках Концепции понимаются органы государственной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, государственные унитарные предприятия Чувашской Республики и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, в уставных капиталах которых в соответствии с действующим законодательством Чувашская Республика и муниципальные образования владеют более 33,3 процента акций.
Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом Чувашской Республики исходит из самой цели управления долгом - обеспечения исполнения в полном объеме расходных обязательств Чувашской Республики.
Участие системы управления долгом в бюджетном процессе начинается уже на стадии планирования бюджета - это оценка долговой емкости бюджета и определение инвестиционных возможностей Чувашской Республики, т.е. объема бюджета развития.
На этапе исполнения бюджета в соответствии с программой заимствований привлекаются заемные средства для обеспечения финансирования расходов бюджета, т.е. на покрытие дефицита бюджета.
Качество и эффективность управления долгом непосредственно влияют на бюджетный процесс, поскольку заимствования с высокими рисками и стоимость их обслуживания непосредственно отражаются на исполнении расходной части бюджета.
Институциональная структура управления долгом состоит из двух основных элементов:
организационной структуры системы управления долгом и условными обязательствами, определяющей функции ведомств, задействованных в управлении долгом и условными обязательствами;
нормативного правового регулирования управления долгом.
Организационная структура системы управления прямыми и условными обязательствами включает органы государственной власти Чувашской Республики, участвующие в процессе управления с определенными их функциями и ответственностью. Организационная структура системы управления государственным долгом Чувашской Республики в соответствии с полномочиями органов государственной власти Чувашской Республики, определенными законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, приведена в приложении N 2.
Нормативное правовое регулирование управления прямыми и условными обязательствами представляет собой перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, устанавливающих принципы планирования и привлечения прямых и условных обязательств и управления существующими обязательствами, а также нормативных правовых актов, устанавливающих порядок планирования и осуществления заимствований, учета информации о существующих обязательствах, управления обязательствами, а также подготовки требуемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики отчетности.
Разработка программы заимствований и программы предоставления государственных гарантий на планируемый год осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Министерство финансов Чувашской Республики на основе прогноза социально-экономического развития и перспективного финансового плана Чувашской Республики разрабатывает проект программы государственных заимствований Чувашской Республики, обеспечивает привлечение, погашение и обслуживание государственного долга Чувашской Республики в рамках указанной программы.
Процесс планирования государственного долга Чувашской Республики, включая условные обязательства, состоит из двух этапов:
планирование расходов по погашению и обслуживанию действующих долговых обязательств Чувашской Республики;
планирование объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
Основной целью планирования, погашения и обслуживания уже имеющегося долга является оценка возможности его погашения за счет доходов бюджета в планируемом финансовом году.
При планировании вновь привлекаемых прямых обязательств и принятии условных обязательств должны быть соблюдены следующие ограничения:
на объемы обязательств и на расходы по их обслуживанию, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
на величину расходов по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам исходя из долговой емкости бюджета для новых заимствований.
Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:
прогноз доходов бюджета, поступлений от приватизации государственного имущества Чувашской Республики, текущих расходов бюджета;
потребность бюджета в капитальных расходах бюджета, определяемых на основе приоритетов инвестиционной политики Чувашской Республики;
потребность Кабинета Министров Чувашской Республики в предоставлении государственных гарантий Чувашской Республики, определяемая на основе приоритетов государственной экономической политики Чувашской Республики;
информация о существующих прямых и условных обязательствах Чувашской Республики.
Министерство финансов Чувашской Республики на основе исходной информации определяет:
долговую емкость бюджета;
необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных обязательств исходя из условия, что прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам Чувашской Республики не превышают долговой емкости бюджета;
прогноз возможного объема предоставления гарантий Чувашской Республикой в соответствии с программой предоставления государственных гарантий Чувашской Республики;
структуру долга в рамках подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год и разрабатывает в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой емкостью бюджета, программу заимствований на очередной финансовый год.
Стратегия государственных заимствований Чувашской Республики определяется исходя из целей привлечения средств на покрытие дефицита бюджета, рефинансирование и инвестиционные цели.
Объем средств, привлекаемых на покрытие дефицита бюджета, определяется превышением расходных обязательств бюджета над его доходами, которое в последующие месяцы финансового года компенсируется соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами.
Объем заимствований на рефинансирование определяется отдельно на вынужденное и добровольное рефинансирование.
Объем заимствований на вынужденное рефинансирование определяется величиной превышения затрат на обслуживание и погашение имеющихся прямых обязательств над долговой емкостью бюджета.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется на основе анализа структуры и условий обслуживания и погашения текущих прямых и условных обязательств, а также условий, сложившихся на рынке заимствований в конкретный момент, осуществляется для улучшения условий обслуживания и погашения имеющегося долга.