(по данным Комгосстата Чувашии)
Показатель | Абсолютный | Среднедушевой (удельный) | ||||||
ед. N изм. | ЧР | РФ | доляN ЧР N в РФ | единица измерения | ЧР | РФ | отно- N шение N ЧР к N РФ | |
Территория | тыс. N км2 | 18,3 | 17075,4 | 0,1% | ||||
Численность посто-N янного населенияN (в среднегодовомN исчислении) | млн. N человек | 1,35 | 143,1 | 0,9% | ||||
Валовой региональ-N ный продукт | млрд. N рублей | 34,6 | 10863,4 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 25,6 | 62,6 | 40,9% |
Объем промышленнойN продукции | млрд. N рублей | 30,8 | 6868 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 22,8 | 48,0 | 47,5% |
Продукция сельско-N го хозяйства | млрд. N рублей | 10,77 | 1049,8 | 1,0% | на душу населения, N тыс. рублей | 7,98 | 7,3 | 109,3% |
Внешнеторговый N оборот | млрд. N долл. N США | 0,14 | 167,5 | 0,1% | на душу населения, N тыс. долл. США | 0,1 | 1,1 | 9,1% |
Инвестиции в ос-N новной капитал | млрд. N рублей | 7,5 | 1758,7 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 5,6 | 12,3 | 45,5% |
Ввод в действиеN жилых домов (общаяN площадь) | млн. м2 | 0,5 | 33,8 | 1,5% | на 1 тыс. населе-N ния, м2 | 381,7 | 236,2 | 161,6% |
Оборот розничнойN торговли | млрд. N рублей | 15,8 | 3719,0 | 0,4% | на душу населения, N тыс. рублей | 11,7 | 26,0 | 45% |
Доля убыточных ор-N ганизаций | шт. | - | - | - | в % от общего числаN крупных и среднихN предприятий | 38,5 | 43,4N (*) | 88,7% |
Доходы консолиди-N рованного бюджета | млрд. N рублей | 9,0 | 3515,6 | 0,3% | на душу населения, N тыс. рублей | 6,7 | 24,6 | 27,1% |
ЧисленностьN зарегистрированныхN безработныхN (на конец года) | млн. N человек | 0,014 | 1,3 | 1,1% | уровень зарегистри-N рованной безработи-N цы, % от экономи-N чески активного на-N селения | 2,0 | 1,7 | 117,6% |
Численность насе-N ления с доходамиN ниже величины про-N житочного минимума | млн. N человек | 0,57 | 38,5 | 1,5% | уровень бедности, %N от общей численнос-N ти населения | 42,2 | 25,0 | 169% |
Денежные доходы вN месяц | на душу населения, N рублей | 2000,9 | 3887 | 51,5% | ||||
Среднемесячная но-N минальная начис-N ленная заработнаяN плата | одного работника, N рублей | 2468,9 | 4426 | 55,8% | ||||
СреднийразмерN назначенных месяч-N ных пенсий | одного пенсионера, N рублей | 1229,8 | 1380,0 | 89,1% | ||||
Естественная убыльN населения | тыс. N человек | -6,8 | -934,6 | 0,7% | Коэффициент естест-N венного приростаN населения, человекN на 1 тыс. населения | -5,1 | -6,5 | 78,5% |
Основными характерными проблемами, отражающими специфику социально-экономического развития Чувашской Республики, требующими решения программными методами, являются:
1. Высокая дотационность консолидированного бюджета Чувашской Республики, низкий уровень бюджетной обеспеченности. Так, в 2002 году собственные доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики составили 55,5 % к общим доходам, бюджетная обеспеченность на душу населения - 6,7 тыс.рублей (27 % от среднероссийского уровня).
2. Отставание уровня жизни населения от среднероссийских показателей. В республике значительно выше, чем в среднем по России, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума: 42,2 % против 25 %. Средняя заработная плата в 2002 г. составляла 55,8 % к среднероссийскому показателю, средний размер начисленной пенсии - 89,1 %. Несмотря на то, что по темпам роста заработной платы и среднедушевого дохода республика находится на уровне других регионов Приволжского федерального округа (табл. 1.7. и 1.8), по абсолютным показателям республика находится на 12 месте из 14 регионов. Недостаточно развит рынок платных услуг населению, структура и качество предоставляемых услуг не соответствуют потребностям населения, прежде всего в сельской местности.
Низок уровень газификации в сельской местности, обеспеченность водопроводом и канализацией. Техническое состояние инженерной инфраструктуры Чувашской Республики характеризуется высоким (60 % и более) уровнем износа, около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства отслужили свой срок полностью.
3. Важной для республики остается проблема ликвидации имеющихся негативных последствий от строительства Чебоксарской ГЭС. Продолжается подтопление прибрежных территорий, ухудшается качество питьевой воды, необходимо строительство жилья для переселения жителей из зоны подтопления и осуществление противооползневых мероприятий.
4. Структура производственного потенциала не является оптимальной, велико количество предприятий с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Основными проблемами остаются изношенность основных фондов предприятий, имеющиеся неиспользуемые производственные мощности, недостаточные темпы обновления основных фондов и низкая инновационная восприимчивость предприятий, отсутствие высококвалифицированных управленческих кадров, неразвитая научная и инновационная база.
Неразвиты в республике комплексирующие отрасли в части переработки сельскохозяйственной продукции и ресурсов леса: практически отсутствуют комплексные технологические циклы, включающие в себя производство, заготовку, переработку и хранение продукции. Необходимо повышение доли республики на общероссийском рынке овощей, картофеля, зерна, молока, мяса, хмеля, конопли, рапса и продукции их переработки.
Недостаточно развита предпринимательская деятельность, особенно в сельской местности: численность занятых на малых предприятиях республики составляет 7,2 % (в среднем по России - 12,1 %).
5. Существенное различие в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. Слабое развитие промышленного производства в малых городах и поселках городского типа при чрезмерной территориальной концентрации промышленности в гг. Чебоксары (68 %) и Новочебоксарске (11 %). В последние годы остается значительной территориальная дифференциация муниципальных образований по темпам наращивания производственного потенциала, бюджетной обеспеченности собственными доходами, уровню развития инженерной инфраструктуры, сферы обслуживания, качеству предоставляемых социальных благ и услуг.
Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Чувашской Республики и органов местного самоуправления при реализации комплексных мероприятий настоящей Программы на основе эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и кадровых ресурсов республики.
Количественные характеристики и описание проблем по отраслям и сферам деятельности подробно приведены в таблице 1.25.
Важнейшим приоритетом правительственной политики Чувашской Республики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в образование и здравоохранение.