Несмотря на существенное сокращение в последние годы доли государственной собственности, государственный сектор экономики остается значительным: республика является владельцем около половины активов Чувашии. В настоящее время на территории Чувашской Республики насчитывается 207 республиканских государственных унитарных предприятий, 186 учреждений и 116 хозяйственных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Чувашской Республики. В собственности государства продолжает оставаться земля общей площадью более 1,21 млн.га.
Основы государственной политики в сфере управления государственными активами республики и структура республиканской государственной собственности нашли свое отражение в законах Чувашской Республики "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики", "О едином балансе активов и пассивов Чувашской Республики". В республике реализуются нормы Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О государственном земельном кадастре", "О разграничении государственной собственности на землю", "Об обороте сельскохозяйственных земель", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и других актов, законодательно определяющих принципы формирования, функционирования и рыночного оборота недвижимости. Задаче повышения эффективности использования недвижимости будет подчинено разграничение прав собственности на землю, которое начато в республике в 2002 году.
Государственная политика в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках компетенции субъекта Российской Федерации на территории Чувашской Республики определены Указом Президента Чувашской Республики от 14 мая 1998 г. N 57 "О мерах по реализации в Чувашской Республике Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 27 марта 2002 г. N 56); постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики "О Республиканской программе поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Чувашской Республики на 2001-2006 годы"; "О республиканской целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-2007 годы".
В перспективе для создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в республике необходим переход к модели управления республиканской собственностью на принципах соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства. В отношении регистрации прав на недвижимость должно быть обеспечено доверие к сведениям Единого реестра прав в рамках государственной системы регистрации прав. Надежность зарегистрированных прав должна быть обеспечена их публичностью - безусловной и полной открытостью всех сведений о зарегистрированных правах и правопритязаниях по конкретному объекту.
Структура органов исполнительной власти Чувашской Республики находится в состоянии реформирования с учетом потребностей экономики и общества. Система оплаты труда государственных служащих дестимулирует их результативную активность. При этом государственные органы, сохраняя за собой избыточные функции, осуществляют избыточное регулирование экономики, оставляя в собственности значительные государственные активы, включая республиканские государственные унитарные предприятия, деятельность которых не связана с исполнением неотъемлемо государственных функций.
Чувашская Республика является пилотным регионом по проведению эксперимента в рамках реализации реформы государственной службы Российской Федерации. Разрабатывается республиканская программа реформирования государственной службы Чувашской Республики на 2003-2005 годы, направленная на развитие кадрового потенциала государственных и муниципальных служащих органов власти.
В области совершенствования системы государственного управления первоочередными являются следующие проблемы:
повышение эффективности использования государственных активов;
совершенствование системы государственного управления;
проведение реструктуризации государственной собственности, сокращение республиканских государственных унитарных предприятий;
необходимость развития рынка земли и иной недвижимости;
реформирование административной системы, включая систему государственной службы.
Описание проблем в разделе II подраздел 12 "Система государственного управления" (п.п.12.1.1-12.2.2 табл. 1.25).