Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003-2010 ГОДЫ

Газификация населенных пунктов, развитие инженерной инфраструктуры и реформирование жилищно-коммунального хозяйства


По территории Чувашской Республики проходят 11 магистральных газопроводов, в то же время из-за ограниченности бюджетных средств темпы газификации остаются низкими. Протяженность распределительных газовых сетей составляет 6036 км, 42% сельских населенных пунктов газифицировано. Уровень газификации жилья составляет 58,4 %, в том числе в сельской местности - 25,2 процента. По данному показателю республика значительно уступает соседним регионам: Республике Татарстан, Республике Мордовия, Нижегородской и Ульяновской областям.

Газификация в республике осуществляется в соответствии с Инвестиционным проектом газификации Чувашской Республики, разработанным ОАО "Промгаз".

В 2002 году республику обеспечивали холодной и горячей водой 1032 водопровода, одиночное протяжение водопроводов составило 571,5 км, уличной водопроводной сети - 2468 км. В замене нуждается 669,2 км сетей, или 27 %. В системе инженерных сооружений функционировало 80 канализаций и 25 отдельных канализационных сетей, протяженность уличной канализационной сети составила 528 км, из нее 104,1 км или 19,7 % нуждается в замене. В сельской местности 47% поселений не имеют систем водоснабжения. Водопроводные сети в городах значительно амортизированы и требуют замены (г. Новочебоксарск - 74%, г. Шумерля - 67%, г. Алатырь - 51%). Замене подлежат 22 км канализационных сетей в г. Новочебоксарске. В сельской местности только 3% населенных пунктов обеспечены канализацией.

Для нужд населения и коммунально-бытовых учреждений республики тепловую энергию и горячую воду производили 485 источников теплоснабжения. Основные фонды коммунальной энергетики в значительной степени обветшали. Износ тепловых сетей составляет 57 %, износ котельного оборудования - 45 %.

Решению вопросов развития инженерной инфраструктуры способствует реализация Указа Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры".

В 2002 году утвержденный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги составлял в Чувашской Республике, как и в среднем по России, 90 %, фактический - 94,8 %, предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц 13 рублей, фактическая стоимость - 14,3 рубля.

Осуществляется Программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2000-2005 годы, в рамках которой предусматривается реализация энергоэффективных, ресурсоэнергосберегающих проектов, реконструкция систем коммунального теплоснабжения, тепловых сетей с эффективной пенополиуретановой изоляцией.

С целью повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижения финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, обеспечения надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населенных пунктов реализуется программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2002-2010 годы".

Сегодняшнее техническое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства республики характеризуется высоким уровнем износа, аварийностью, в связи с этим в сфере инженерной инфраструктуры и реформирования жилищно-коммунального хозяйства первоочередными проблемами являются:

комплексное развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов республики на основе разработанной схемы градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, районов и городов;

завершение газификации населенных пунктов в Чувашской Республике к концу 2004 года; газификации жилья - к концу 2008 года;

ускорение обновления физически и морально устаревших основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, модернизация более 200 муниципальных котельных и свыше 300 км теплотрасс;

необходимость снижения потерь и издержек через реализацию энергоэффективных проектов;

развитие водопроводно-канализационной сети в малых городах и на селе, позволяющее решить вопросы обеспечения населения питьевой водой высокого качества в нормативных объемах и обеспечить экологическую безопасность; повсеместное внедрение технологий учета и управления потребляемыми ресурсами;

снижение издержек и повышение качества предоставляемых услуг за счет централизованных тендерных закупок, производств, ремонтов и восстановления оборудования, проведения специализированных работ, повышения унификации оборудования;

организация эффективного управления жилым фондом и предприятиями, оказывающими услуги по его содержанию, применение концессионных схем инвестирования в объекты жилищно-коммунального хозяйства;

совершенствование механизмов адресного предоставления субсидий населению, развитие системы персонифицированных социальных счетов граждан.

Описание проблем в разделе I подраздел 9 " Развитие инженерной инфраструктуры и реформирование жилищно-коммунального хозяйства ", п.п.9.1-9.2 , в подразделе 10 "Газификация населенных пунктов" (табл. 1.25).

Развитие транспортной и логистической инфраструктуры

Республика является крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные, водные, основные российские автомобильные магистрали. Через республику проходят три федеральные автодороги: "Волга" (Нижний Новгород - Уфа М7) - 196 км, Цивильск - Ульяновск А-151 - 123 км, Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар А-119 ("Вятка" - 19,0 км), пролегают основные автотрассы, которые дают выход транспорту в северные, восточные, южные и центральные районы страны и за ее пределы. Через г. Чебоксары проходят автотрассы: Иран-Азербайджан-Поволжье-Север Европейской части России, в том числе по мосту через Волгу; западная граница России-Москва-Урал.

Транспортный комплекс республики представлен всеми видами транспорта за исключением трубопроводного. Ведущее место принадлежит автомобильному транспорту. Им перевозится около 65 % грузов и 50 % пассажиров. В республике в 2001 году на 100 тыс. жителей приходилось 89 автобусов общего пользования, в Российской Федерации - 74, в Приволжском федеральном округе - 89 (табл. 1.19). Для удовлетворения потребностей населения в перевозках, в том числе по комфортности обслуживания, необходимо ежегодно приобретать не менее 120 автобусов и 40 троллейбусов. Несмотря на то, что парк автобусов ежегодно обновляется на 13-14 %, доля автобусов с полностью начисленной амортизацией составляет 52 %.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Чувашской Республики на 1 января 2003 г. составила 4629 км. По плотности дорог с твердым покрытием республика занимает 4-е место в Российской Федерации, которая составляет на 1000 кв.км территории 250,1 км, в Поволжье - 1-е место, а по наличию автодорог с твердым покрытием на 1000 жителей (3,3 км) республика уступает общероссийскому показателю (3,7 км). В Республике Марий Эл этот показатель составляет 4,3 км, Пензенской области - 4,1 км, Республике Мордовия - 4,5 км. В Чувашии из 1728 сельских населенных пунктов соединены дорогами общей сети республики 1169 населенных пунктов, 559 - не имеют подъездных дорог с твердым покрытием с выходом на автодороги общей сети. Отсутствуют структуры, занимающиеся логистикой.

Для решения проблемы развития транспортной инфраструктуры в Чувашской Республике принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 февраля 2000 г. N 11 "О схеме развития автомобильных дорог Чувашской Республики", утверждена схема развития дорожной сети республики на длительный период до 2020 года. В соответствии с утвержденной схемой Саратовским филиалом ГипродорНИИ в 2001 году разработана "Программа совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики до 2010 года с прогнозом до 2020 года".

Развитие транспортной инфраструктуры предполагает решение таких проблем:

обновление подвижного состава и развитие маршрутной сети пассажирского транспорта;

создание конкурентной среды в сфере перевозок;

внедрение автоматизированной системы управления движением пассажирского транспорта и единой системы маршрутной сети;

отсутствие инфраструктуры речного пассажирского транспорта, строительство комплекса сооружений Чебоксарского речного порта;