В 2002 году внешнеторговый оборот Чувашской Республики составил 141,4 млн. долларов США и по сравнению с 1999 годом увеличился на 58,5 % (табл. 1.20).
Положительное сальдо внешнеторгового оборота в 2002 году составило 28,6 млн. долл. США, в 1999 г. - 26,8 млн.долл. США. Экспорт предприятий и организаций Чувашской Республики в 2002 году был равен 85 млн.долл. США и по сравнению с 1999 годом увеличился на 46,6 %, импорт - 56,4 млн.долл. США - в 1,8 раза.
Чувашская Республика поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 60 странами мира. Объем товарооборота Чувашской Республики со странами дальнего зарубежья в 2002 году составил 77 % в объеме внешнеторгового оборота, в 1999 году - 80,8 %. Среди государств дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают Китай, ФРГ, Ирак, США, Люксембург, Франция, Швейцария. Основными партнерами среди стран СНГ являются Казахстан, Украина, Беларусь, Узбекистан.
В 2001 году по экспорту со странами вне СНГ Чувашская Республика занимала 11 место в Приволжском федеральном округе, а по импорту - 7 место.
Основной объем в экспорте Чувашской Республики занимает машиностроительная (машины и оборудование, запчасти к ним, инструменты) и химическая продукция (органические и неорганические химические соединения).
Товарная структура импорта также представлена продукцией машиностроения и химического комплекса, что обусловлено потребностью промышленных предприятий в сырье и комплектующих для производства.
В межрегиональном сотрудничестве Чувашской Республики лидируют регионы Приволжского федерального округа (около 50% взаимной торговли), Центрального федерального округа (около 20%) и Уральского федерального округа (около 10 %).
В условиях глобализации мировой экономической системы Чувашская Республика должна создать конкурентную, высокотехнологическую, инновационно восприимчивую экономику на основе сложившихся сравнительных преимуществ республики, развития отраслей "новой экономики" для успешной интеграции в мировое хозяйство.
Проблемы развития внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики:
недостаточная конкурентоспособность продукции, ограниченность номенклатуры экспортируемых товаров;
слаборазвитая маркетинговая деятельность на предприятиях;
недостаточно развитая инфраструктура содействия развитию внешнеэкономической деятельности (транспортные, околотаможенные, страховые, консультационные и другие услуги);
недостаточный объем привлекаемых иностранных инвестиций;
дефицит квалифицированных кадров в области внешнеэкономической деятельности;
проблемы, касающиеся вступления России во Всемирную торговую организацию.
Описание проблем в разделе III подраздел 14 "Промышленность и инновации" (п. 14.3 табл. 1.25).