По состоянию на 1 января 1998 года численность официально зарегистрированных безработных составила 163 человека. В течение всего года уровень безработицы неизменно снижался и к концу года достиг 1,4 процента, что на 3,9 пункта меньше, чем на 1 января 1997 года.
В составе зарегистрированных безработных уменьшился удельный вес уволенных по собственному желанию, вместе с тем возросла доля высвобожденных из организаций работников.
При дефиците свободных рабочих мест и вакантных должностей на предприятия района по направлению службы занятости был трудоустроен 351 человек, создано 19 рабочих мест, направлено на общественные работы 263 человека.
К концу 1998 года проблема безработицы стала более напряженной. Реорганизация предприятий, рост требований работодателей к качеству рабочей силы, хронические невыплаты заработной платы в сельском хозяйстве приведут к дальнейшему сокращению численности занятых примерно на 1,5 - 2 процента.
Ситуация на рынке труда 1998 года обуславливает возрастание роли активных мер государственной политики занятости, которая будет направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных с сохранением общей ориентации на рост эффективности труда, согласование на районном уровне целевых установок политики занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и организациях. На эти цели предусматривается выделить более половины всех средств районного фонда занятости.
В соответствии с Программой содействия занятости населения Алатырского района на 1998 - 2000 годы будут осуществляться меры по квотированию рабочих мест для инвалидов и других лиц, особо нуждающихся в социальной защите, предусматривается квотирование не менее 15 рабочих мест.
В 1999 - 2002 годах мероприятиями по содействию занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, предполагается охватить не менее 50 человек.
Организация общественных работ и участие в них безработных граждан позволят им не только поддержать материальный достаток, сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или лиц без опыта работы, но и смягчить сложившуюся ситуацию на рынке труда. В 1999 - 2002 годах предполагается охватить общественными работами 1250 человек и создать дополнительные рабочие места для организации временной занятости в количестве 100 мест. При этом расходы на организацию общественных работ составят 205 тыс. рублей, в том числе за счет средств фонда занятости - 40 тыс. рублей, средств местного бюджета - 5 тыс. рублей и средств работодателя - 160 тыс. рублей.
Для адаптации несовершеннолетних подростков к трудовой деятельности продолжится реализация подпрограммы временной занятости учащихся и подростков. Будут организованы пришкольные летние лагеря труда и отдыха. В них ежегодно примут участие не менее 50 детей безработных граждан, оплата труда которых будет производиться за счет средств работодателя, местного бюджета и фонда занятости.
Предусматривается ежегодно предоставлять возможность прохождения профессионального обучения не менее 35 безработным гражданам, расходуя на эти цели 70 тыс. рублей
Будут приняты практические меры по увеличению объемов оказываемых профориентационных услуг гражданам. Особое внимание будет уделено оказанию помощи выпускникам общеобразовательных школ в выборе профессии, их ознакомлению с учебными заведениями профессионального образования республики.
Безработные граждане получат услуги по подбору профиля их дальнейшего профессионального обучения (переподготовка, повышение квалификации, получение второй (смежной) профессии) с учетом их интересов, возможностей и ситуации на рынке труда. Будет налажена работа "Клуба ищущих работу". Все это позволит охватить профориентационными услугами более 400 граждан, в том числе не менее 200 учащихся школ.
Формирование Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по Чувашской Республике производится в основном за счет страховых взносов работодателей. В связи с просроченной задолженностью плательщиков по уплате страховых взносов в фонд занятости образовался дефицит средств на выплату пособий по безработице и финансирование программ активной политики занятости. По программе на 1999 год дефицит будет составлять 1400 тыс. рублей, и первоочередной задачей является решение вопросов по ликвидации задолженности в фонд занятости.
В 1999 году на реализацию Программы потребуется 1600 тыс. рублей (с учетом задолженности по выплате пособий в 1998 году). Около 83 процентов будут направлены на реализацию программ материальной поддержки лиц, признанных безработными, и 8,3 процента - на программы активной политики занятости.
На 1999 - 2002 годы на реализацию районной программы содействия занятости населения требуется 6600 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования
(тыс. рублей)
Направление работ и источники финансирования | Затраты на период реализации проекта, всего | в том числе | |
1999 г. | 2000-2001 гг. | ||
Всего | 6600 | 1600 | 5000 |