Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 1998 года N 387

О Республиканской целевой программе возрождения и социально-экономического развития г. Алатыря на 1999 - 2002 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179

Принимая во внимание, что г. Алатырь в 2002 году будет отмечать 450-летие своего основания, а также учитывая государственную значимость возрождения и развития его экономического и духовного потенциала как исторического города, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу возрождения и социально-экономического развития г. Алатыря на 1999 - 2002 годы (далее - Программа).

2. Определить Министерство экономики Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

3. Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики, начиная с бюджета 1999 года.

4. Рекомендовать администрации г. Алатыря определить конкретных исполнителей по направлениям Программы.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э.Аблякимов

Наименование Программы

Республиканская целевая программа возрождения и социально-экономического развития г. Алатыря на 1999-2002 годы

Основание для разработки Программы

Указ Президента Чувашской Республики от 16 февраля 1998 г. N 21 "О мерах по финансовому оздоровлению и развитию экономики Чувашской Республики"
 Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 1998 г. N 38 "Об основных направлениях экономического и социального развития г. Алатыря и Алатырского района на 1998 год и на период до 2002 года"
 Указ Президента Чувашской Республики от 16 марта 1998 г. N 28 "О праздновании 450-летия г. Алатыря"

Государственный заказчик Программы

Министерство экономики Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Администрация г. Алатыря

Цель Программы

Финансово-экономическое оздоровление экономики и повышение вклада города в социально-экономическое развитие республики, снижение уровня дотационности на основе комплекса мер по формированию рыночной инфраструктуры, конверсии промышленных предприятий, стимулирования предпринимательства, решение ряда социальных проблем

Задачи Программы

Создание экономических и организационных условий для экономического роста и осуществления структурных сдвигов в промышленности в рамках реализации программ конверсии, финансового оздоровления предприятий, ресурсосбережения, создание условий для повышения инвестиционной и деловой активности путем развития малого предпринимательства, привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации бизнес-проектов с применением механизма льготного кредитования и вторичной эмиссии акций

Сроки реализации Программы

1999 - 2002 годы
 I этап - 1999 год,
 II этап - 2000 - 2002 годы

Основные направления Программы

Развитие материального производства и промышленная политика, проведение адресной работы с предприятиями, создание для них условий по выходу из кризисного состояния и повышению экономического потенциала, развитие инженерной инфраструктуры и социальной сферы города

Исполнители мероприятий Программы

Администрация г. Алатыря, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство строительства дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов Чувашской Республики, Министерство социальной защиты Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, Государственный комитет Чувашской Республики по охране окружающей среды, открытое акционерное общество "Электроавтомат", открытое акционерное общество "Завод "Электроприбор", Алатырский электромеханический завод открытое акционерное общество "Лисма", государственное унитарное предприятие "Алатырский механический завод",
 "Алатырская бумажная фабрика" Центр осоюза Российской Федерации, муниципальное предприятие "Алатырская обувная фабрика", открытое акционерное общество "Алатырская фабрика "Культбыттовары", унитарное производственно-торговое предприятие "Стиль", общество с ограниченной ответственностью "Алатырский кирпичный завод", общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Колос"

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования 291,2 млн. рублей,
 в том числе средства:
 федерального бюджета - 46,4 млн. рублей,
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 146,8 млн. рублей,
 Республиканского дорожного фонда Чувашской Республики - 11,0 млн. рублей,
 местного бюджета - 32,18 млн. рублей,
 городского дорожного фонда - 2,0 млн. рублей,
 предприятий и кредиты банков - 43,0 млн. рублей,
 населения - 9,9 млн. рублей

Ожидаемый конечный результат реализации Программы

Рост объема душевого бюджетного дохода на одного жителя города, стабилизация и обеспечение устойчивого роста объемов производства продукции, увеличение бюджетных поступлений, улучшение экологической обстановки, снижение уровня безработицы и решение ряда социальных проблем

Система организации контроля за выполнением Программы

Министерство экономики Чувашской Республики, администрация г.Алатыря

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29.12.98 N 387

Введение. Историческая справка. Исходное положение экономического и социального комплекса г. Алатыря, содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации программным методом


Алатырь является одним из старейших городов Чувашии, в 2002 году он будет отмечать свое 450-летие. О его основании и патриархальной старине имеются многочисленные предания. В августе 1552 г. на возвышенности у слияния трех рек: Суры, Алатыря и Бездны по велению царя Ивана IV Грозного была заложена крепость для охраны юго-восточных границ российского государства. Алатырский край надежно обеспечивал защиту отечества от внешних нападений, о чем свидетельствуют Высочайше пожалованный в 1780 году герб с изображением на красном поле трех золотых колчанов, наполненных стрелами, в знак того, что жители этих мест и после "сие оружие с похвалою употреблять желали".

На протяжении более чем четырех столетий город обустраивался и формировался как административный, духовно-культовый и торговый, а с начала XIX века - как промышленный центр Алатырской провинции, В Алатыре насчитывалось 17 церквей, включая культовые сооружения двух монастырей. До настоящего времени сохранились памятники истории и архитектуры, патриархальной старины, а также жилые дома, хозяйственные, культовые постройки православной церкви и другие памятники, имеющие большую историко-культурную ценность.

В 1925 году г. Алатырь вошел в состав Чувашской АССР и является в архитектурном, историческом и культурном плане достоянием Чувашской Республики.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 662 "О государственной программе "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России" Алатырь включен в перечень городов для финансирования из федерального, республиканского и местного бюджетов первоочередных мероприятий по возрождению исторической части города, сохранению его культурного облика, а также по восстановлению и развитию традиционных производств и ремесел.

При этом сохранение и восстановление ценного историко-культурного наследия города должно происходить на основе финансово-экономического оздоровления предприятий и организаций, развития промышленного потенциала и поднятия пришедшей за последние годы в упадок его экономики в целом.

В ходе проведения экономических реформ во всех отраслях материального производства г. Алатыря на протяжении ряда лет происходят существенные структурные сдвиги. Складываются и организационно укрепляются новые формы хозяйствования, ориентированные на рыночные модели экономического поведения, инфраструктура рыночной экономики, получают развитие предпринимательство и малый бизнес.

Вместе с тем социально-экономическая ситуация в городе характеризуется как крайне критическая, что свидетельствует о сложности и неоднозначности происходящих изменений.

Предприятия и организации не успевали одновременно адаптироваться к столь быстрым радикальным изменениям экономической среды, теряли способность планировать свою деятельность, лишились традиционных поставщиков и рынков сбыта, а также возможности самостоятельно поддерживать научно-технический потенциал и производственный цикл изготовления продукции из-за нехватки оборотных средств. Их естественной реакцией было свертывание производственной деятельности, отказ от своевременных платежей поставщикам и государству, перераспределение доходов в пользу текущего потребления, прекращение инвестирования. Выявилось также несоответствие номенклатуры выпускавшейся продукции структуре потребностей, поскольку в условиях рыночной экономики большая ее часть стала не нужной.

Все это наравне со взрывным ростом цен, обесцениванием оборотных средств предприятий, отсутствием государственной поддержки, резким сокращением конечного спроса на традиционно выпускаемую продукцию и ее неконкурентоспособностью не могло не вызвать глубокого экономического спада.

Особенно в тяжелом положении оказались акционерные общества "Электроавтомат" и "Завод "Электроприбор" ввиду значительного сокращения заказов на продукцию спецназначения и недостаточности времени на структурную перестройку. Здесь было занято около 9 тысяч человек или 35 процентов от всех работающих в городе, а с учетом членов семей с этими предприятиями связывали свое материальное благополучие примерно 25 тысяч человек.

Однако в настоящее время основную массу безработных составляют бывшие работники этих заводов, так как сложившиеся в городе производственная среда и инфраструктура не позволяют трудоустроить попадающих под сокращение людей.

Масштабы производственного спада в силу указанных причин начиная с 1995 года стали носить обвальный характер, реальный выпуск промышленной продукции за последние три года сократился на 36 процентов. В результате уменьшается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, блокируется инвестиционная активность предприятий.

Высокие темпы падения производства имеют все отрасли экономики города. Особенно сильно это сказалось на предприятиях, выпускающих потребительские товары, из-за сильной конкуренции и низкого покупательского спроса в связи с высокой себестоимостью товаров, что привело к утрате большей части рынков сбыта продукции. За последнее время уровень производства в легкой промышленности снизился по отношению к дореформенному периоду в 80 раз. При этом только в 1997 году выпуск комнатной обуви упал по сравнению с 1996 годом на 47 процентов, швейных и трикотажных изделий - на 78 процентов, мебели - на 40 процентов. В целом за прошедшие три года производство товаров народного потребления сократилось на 53 процента.

Низким остается спрос на продукцию приборо- и машиностроения, целлюлознобумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, на музыкальные инструменты и запасные части для железнодорожного транспорта.

Приватизируемый сектор экономики пока не реализует свои возможности, слабо влияет на характер производства и повышение его эффективности.

На фоне общего спада хозяйственной деятельности в городе продолжается инвестиционный застой, сдерживавший процесс структурных сдвигов.

В то же время продолжение производства технически сложных изделий требует, как правило, комплексной модернизации и глубокой финансово-экономической перестройки предприятий. Однако они не в состоянии накопить собственный капитал для технического обновления, модернизации или расширения производства. Поэтому в эксплуатации находится большое количество физически изношенного и морально устаревшего оборудования. Увеличивается изношенность и других основных фондов, особенно на объектах жизнеобеспечения города.

Так, находятся в ветхом состоянии и требуют немедленной замены и дальнейшего развития разводящие водопроводные сети. В то же время из-за отсутствия финансовых средств в течение 15 лет не завершается сооружение водопровода и не сдаются в эксплуатацию объекты городского водоснабжения. Маломощны и неэффективны очистные сооружения канализации города, поэтому не обеспечивается экологическая безопасность окружающей среды.

Требуется ускорить темпы газификации города, провести техническую реконструкцию ряда котельных с целью перевода их на работу на природном газе, что позволит обеспечить устойчивое теплоснабжение жилых микрорайонов и улучшить бытовые условия городского населения.

Необходимо также содержать и развивать дорожную и пешеходную сеть, вести работы по благоустройству улиц.

Таким образом, содержание общегородской инженерной инфраструктуры в рабочем и технически надежном состоянии с дальнейшим ее развитием является одним из приоритетных направлений деятельности администрации города на ближайшую перспективу и требует значительных финансовых затрат.

Происшедшие неблагоприятные изменения в работе и структуре промышленности сопровождались ускоренным спадом объемов инвестиций и капитального строительства в городе. Непосредственной причиной свертывания инвестиционной активности стали отсутствие оборотных средств и высокие кредитные ставки банков, перекрывшие источники финансирования производственных программ, а также недостаточная государственная поддержка жилищного и социально-культурного строительства. Поэтому со всей остротой встает вопрос о создании условий для перехода к новому инвестиционному механизму при сохранении финансовой стабильности.

Невостребованными остаются услуги транспортных организаций. Особенно тяжелое положение складывается в организациях железнодорожного транспорта из-за резкого сокращения объемов перевозок.

Много нерешенных вопросов имеется на потребительском рынке. В ходе преобразования государственной собственности многие предприятия торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения вступили в рыночные отношения с проблемами товарообеспечения, формирования хозяйственных связей, пополнения оборотных средств и т.д. Они свидетельствуют о необходимости последовательного проведения системы мер, нацеленных на содействие и формирование жизнеспособного предпринимательства во всей сфере услуг - в торговле, коммунально-бытовом обслуживании населения и других. Крайне слабо развивается в городе малый бизнес. Важную роль здесь будет играть государственная поддержка создаваемых малых и средних предприятий, помощь в выходе их на рынок, смягчение налоговой нагрузки.

Негативные явления в экономике города, сокращение объемов промышленного и строительного производства, грузовых перевозок усиливают социальную напряженность и обостряют обстановку на рынке труда. На 1 декабря 1998 г. число официально зарегистрированных безработных составило 775 человек, или 2,8 процента трудоспособного населения. Уровень безработицы является самым высоким среди городов Чувашской Республики.

Город имеет и низкий показатель душевой бюджетной обеспеченности и экономического потенциала. По величине средней заработной платы в 1998 году (550 рублей, что ниже среднереспубликанского уровня на 4,9%) он занимает четвертое место среди пяти городов Чувашской Республики.

Сложившееся неудовлетворительное экономическое положение во всех отраслях материального производства, являющихся основными источниками формирования доходной части бюджета города, отрицательно повлияло на проведение бюджетной политики из-за непоступления большого количества финансовых средств. Из года в год увеличивается бюджетный дефицит и долг городской администрации. В 1998 году дефицит местного бюджета в неденоминированных рублях составил 28 млрд. рублей.

Основным негативным фактором, влияющим на формирование доходной части бюджета выступает растущая задолженность предприятий и организаций. На 1 декабря 1998 г. их совокупный долг по платежам в бюджеты всех уровней выразился в сумме 25,9 млн. рублей, в том числе (без штрафов и пеней) в республиканский бюджет Чувашской Республики - 1,2 млн. рублей и городской - 3,8 млн. рублей. При этом задолженность во внебюджетные фонды (без штрафов и пеней) составила 40 млн. рублей, в том числе по платежам в Пенсионный фонд - 33,1 млн. рублей. Ситуация усугубляется еще и невероятными по своим размерам штрафами за неуплату налогов. В городской бюджет собирается только 52,3 процента запланированных налоговых поступлений.

Все это резко сокращает ослабленные всеобщей нехваткой денежных средств возможности нормальных расчетов по защищенным статьям бюджета. Только на 1 декабря 1998 года долги городского бюджета составили 50 млн. рублей.

Сложность с исполнением бюджета вынуждает намного сократить масштабы финансирования проводимых мероприятий, что отрицательно сказывается на развитии и содержании социально-культурной сферы города - образования, здравоохранения, культуры и других. В результате изнашивается, стареет и приходит в ветхость материально -техническая база социально-культурных учреждений.

В 1997 году впервые за время проведения экономических реформ появились признаки стабилизации промышленного производства.

В истекшем году предприятиями всех форм собственности выпущено промышленной продукции в отпускных ценах на сумму 132 млрд. рублей в старой номинации, или почти на 4 процента больше чем в 1996 году. Индекс физического объема промышленного производства составил 98 процентов. Появилось ряд устойчиво работающих предприятий и видов конкурентоспособной промышленной продукции.

Однако, со второго полугодия 1998 года, в результате серьезных затруднений в осуществлении денежных расчетов между предприятиями и уменьшения инвестиций в основной капитал в целом по городу, усилился спад объемов промышленного производства. Снижение производства продукции происходит в основном на предприятиях приборостроения и металлообработки.

Анализ результатов хозяйственной деятельности за 1997 год и текущий квартал 1998 года показывает, что социально-экономическая ситуация в городе продолжает оставаться непростой. Развитие рыночной экономики требует дальнейшего совершенствования по ряду направлений и вложений соответствующих инвестиций.

В то же время медленно происходит адаптация руководящих кадров к рыночным условиям хозяйствования. Не все они являются активными проводниками новой экономической политики в работе по структурной перестройке и формированию в коллективах предприятий рыночного механизма и мышления. Поэтому необходимо проанализировать качество управления и квалификационный уровень руководителей предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности, имеющих на протяжении ряда лет неудовлетворительное экономическое состояние, и по результатам проведенного анализа провести соответствующие мероприятия по повышению уровня управления.

В целях вывода предприятий из кризисного экономического и финансового состояния на основе рациональной промышленной политики и эффективной хозяйственной деятельности в интересах города требуется разработать и реализовать комплексные целевые мероприятия, направленные на финансово-экономическое оздоровление, укрепление, стабилизацию и развитие доходной части бюджета на период до 2002 года.

Основные стратегические цели, задачи и приоритеты Программы, сроки и этапы ее реализации


Основанием для разработки Республиканской целевой программы возрождения и социально-экономического развития г. Алатыря на 1999 - 2002 годы (далее - Программа) является постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 1998 г. N 38 "Об основных направлениях экономического и социального развития г. Алатыря и Алатырского района на 1998 год и на период до 2002 года", принятое на выездном заседании Правительства Чувашской Республики в г. Алатыре.

Указом Президента Чувашской Республики от 16 марта 1998 г. N 28 "О праздновании 450-летия г. Алатыря" мероприятиям, содержащимся в постановлении Кабинета Министров, придан статус Президентской программы.

Настоящая Программа предусматривает в течение ближайшей перспективы (включая 2002 год) реализацию системы мероприятий, направленных на преодоление глубоких экономических и социальных деформаций, возрождение научно-технического, производственного, трудового и духовного потенциала, на укрепление и развитие материально-технической базы городского хозяйства, повышение экологической безопасности. Потребуются серьезные усилия по экономическому и финансовому оздоровлению всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города, посредством углубления рыночных реформ, развития конкурентных отношений, создания адекватных норм государственного и социального регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры.

Программой также предполагается и выполнение мероприятий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 августа 1996 г. N 222 "О проекте программы возрождения и развития г. Алатыря", принятого во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 662 "О государственной программе "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".

Приоритетными направлениями в этом плане наравне с восстановлением утраченного промышленного потенциала являются сохранение и возрождение культурно-исторического наследия города, его архитектурных памятников, а также реконструкция и восстановление исторической застройки.

Особенности предстоящего периода работы предопределяют специфику стратегических целей. В области экономической политики - это создание социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное функционирование городской экономики, ее социальную направленность, восприимчивость к научно-техническим и прогрессивным нововведениям, органическую встроенность не только в республиканское, но и федеральное хозяйство. На этой основе определяются цели и приоритеты как устойчивые ориентиры экономической политики. Суть их в обобщенном виде формулируется следующим образом:

1) активное включение регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики. Практика показала, что только при таком условии можно связать воедино использование финансово-банковских расчетов с проведением целенаправленной структурной (промышленной), инвестиционной и научно-технической политики, добиться реальной стабилизации экономики с последующим переходом к устойчивому росту;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»