Важнейшей частью современной жилищной политики наряду со строительством благоустроенного и доступного жилья является обеспечение сохранности и обновления существующего жилищного фонда. Очевидно, что эта задача должна решаться за счет своевременного проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации многоквартирных домов, что позволило бы не только поддерживать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии, снижать темпы его обветшания, но и создавать комфортные и безопасные условия проживания граждан и обеспечить высокую степень готовности собственников помещений к управлению своим многоквартирным домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает ответственность за надлежащее содержание общего имущества, в том числе и за проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на собственников помещений. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищностроительные кооперативы, построившие многоквартирные дома до 1993 года, организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, не в состоянии были обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В данной ситуации обостряется проблема финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов собственниками помещений. Анализ проводимых в жилищнокоммунальном хозяйстве Чувашской Республики преобразований показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищнокоммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением гражданпотребителей не завершен.
Несмотря на то, что в настоящее время население Чувашской Республики оплачивает 100 процентов стоимости жилищнокоммунальных услуг исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищнокоммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
За 9 месяцев 2008 г. 269100 граждан (21 процент от общей численности населения, проживающего в Чувашской Республике) являлись получателями мер социальной поддержки по оплате жилищнокоммунальных услуг в виде льгот, 25950 семей (5,7 процента от общего числа семей, проживающих в Чувашской Республике) адресной социальной помощи при оплате жилищнокоммунальных услуг.
Жилищный фонд в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 27,62 млн.кв. метров. Всего в Чувашской Республике 10329 многоквартирных домов (две и более квартиры). Площадь помещений в многоквартирных домах составляет 13,91 млн.кв. метров (приложение N 1).
В течение длительного времени мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов проводились в недостаточных объемах. Межремонтный период капитального ремонта домов в среднем составляет 20 лет, поэтому в соответствии с нормативами ежегодно должны ремонтироваться 4 процента от общего количества домов. Между тем в 2005 году в Чувашской Республике было отремонтировано лишь 1,14 процента жилых домов, в 2006 году 1,07 процента, в 2007 году 1,8 процента, в 2008 году 4,77 процента.
По состоянию на 1 ноября 2008 г. недоремонт жилищного фонда на территории Чувашской Республики составлял 9,6 млн.кв. метров. Средний физический износ многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, в 2008 году составил 34 процента.
Участниками республиканской целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики" на 2008 год (далее Программа на 2008 год) являлись десять муниципальных образований: муниципальные районы Вурнарский, Ибресинский, Порецкий, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский, городские округа гг. Алатырь, Канаш, Шумерля, Чебоксары. Капитальному ремонту подлежали 406 многоквартирных домов, или 8,8 процента от общего числа многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту на дату принятия Программы, общей площадью 1139,3 тыс.кв. метров.
Объем финансирования Программы на 2008 год составил 774948,2 тыс. рублей, из них средства:
Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства 511643,7 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики 119060,0 тыс. рублей;
местных бюджетов 104709,3 тыс. рублей;
товариществ собственников жилья, жилищных, жилищностроительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах 39535,2 тыс. рублей.
Доля израсходованных Чувашской Республикой средств лимита финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов составила 37,2 процента.
В основном были отремонтированы кровля и инженерные коммуникации. Доля многоквартирных домов, в которых установлены приборы учета потребления ресурсов и (или) узлы управления (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии), составила 72,7 процента. Реализация Программы на 2008 год позволила увеличить количество товариществ собственников жилья с момента принятия Программы на 12,8 процента.
Несвоевременное принятие мер по восстановлению эксплуатационной способности конструктивных элементов и инженерного оборудования привело к тому, что по состоянию на 1 января 2008 г. суммарный объем не пригодного для проживания жилья, расположенного в многоквартирных домах (ветхого и аварийного), в Чувашской Республике составил 0,18 млн.кв. метров, или 1,4 процента от общей площади жилищного фонда. В нем проживают 17,0 тыс. человек.
В последние годы ухудшилась ситуация в муниципальном жилищном фонде в связи с приемом в муниципальную собственность ведомственных домов, имеющих большой физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство предприятий, передающих жилищный фонд, исключили возможность выполнения капитального ремонта домов за счет этих предприятий или передачу предприятием средств на проведение необходимых восстановительных работ.
Осуществление комплекса мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо для предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, а также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования. Темпы износа лифтового хозяйства в Чувашской Республике превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов составляет 25 лет. В лифтовом хозяйстве в Чувашской Республике находятся в эксплуатации 2686 лифтов, из них 2206 в г. Чебоксары. Парк лифтов с начала его существования обновлялся незначительно: более 20 процентов лифтов, отработавших назначенный срок, не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации. В целях решения данной проблемы в г. Чебоксары Чебоксарским городским Собранием депутатов в 2006 году была утверждена городская целевая программа "Лифты", предусматривающая замену 196 лифтов и капитальный ремонт 781 лифта. В 2007 году в рамках данной программы было заменено 15 лифтов и проведен капитальный ремонт 186 лифтов, в 2008 году заменено 15 лифтов и проведен капитальный ремонт 22 лифтов, кроме того, в рамках реализации Программы на 2008 год заменено 28 лифтов.
Дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло и шумоизоляции. Теплоизоляционные материалы того времени, не обладая необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.
Еще одной проблемой являются изношенность инженерных сетей многоквартирных домов, отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля многоквартирных домов, оборудованных коллективными приборами учета холодного водоснабжения, составляет 15,3 процента, теплоснабжения 18,1 процента, электроснабжения 86,9 процента.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг. Оснащение приборами учета энергоресурсов позволит вести учет потребления и взимать плату с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории Чувашской Республики должны быть созданы условия для управления собственниками помещений многоквартирными домами.
На 1 ноября 2008 г. способ управления должны были выбрать собственники помещений в 10230 многоквартирных домах.
Способ управления выбрали собственники помещений в 95 процентах многоквартирных домов, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений выбрано в 26,3 процента многоквартирных домов, управление товариществом собственников жилья в 7,1 процента многоквартирных домов, управление управляющей организацией в 61,6 процента многоквартирных домов.
Около 5,3 процента многоквартирных домов находятся в муниципальной собственности и государственной собственности Чувашской Республики.
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда в Чувашской Республике, социальное благополучие общества.