Недействующий

О Республиканской программе развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы

1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена Программа, и пути их решения


1.2.1. Наличие дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, различий в уровне и качестве жизни населения территорий Чувашской Республики

Неоднородность уровня социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, сдерживающая привлечение инвестиций в развитие территорий, ведет к миграции населения из сельской местности в города, его старению, оттоку квалифицированных кадров. В целях минимизации рисков негативного развития обеспечиваются строительство и модернизация объектов инженерной и общественной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях.

Повысить конкурентоспособность территорий позволят выявление и раскрытие преимуществ каждого муниципального образования и создание территорий опережающего развития. Анализ инвестиционной активности показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где имеются развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

1.2.2. Незавершенность реформ, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления

В Чувашской Республике проводится масштабная административная реформа, однако в связи с ее незавершенностью в среднесрочной перспективе необходимо направить усилия на:

повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и гражданского общества, прозрачности их деятельности;

создание информационно-справочной поддержки системы предоставления государственных и муниципальных услуг;

совершенствование системы информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления с целью использования методов администрирования и организации делопроизводства на основе новых информационных технологий.

Реализация этих направлений будет осуществлена путем обеспечения информационной открытости исполнительных органов государственной и муниципальной власти, а также бюджетных учреждений, предоставляющих услуги населению, в том числе через принятие нормативных актов, закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти. Необходимо максимальное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления (электронных административных регламентов).

1.2.3. Низкая инновационная активность организаций Чувашской Республики при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств

На первом этапе реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в основном сформирована республиканская инновационная система, позволяющая развивать технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики, создана современная общественная инфраструктура (газоснабжение, дороги, водоснабжение), проведена модернизация здравоохранения, образования, культуры и т.д. В связи с этим в ближайшее время необходима реализация проектов в реальном секторе экономики, направленных на конечного потребителя, обеспечение занятости населения, создание дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест, организацию индустриальных парков, технопарков, "креатив-сити" для внедрения опытных образцов и новых технологий и т.д.

В условиях преодоления последствий экономического кризиса в целях содействия реализации коммерческих инвестиционных программ и проектов органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию инвестиционных и инновационных проектов и сосредоточить усилия на оказании поддержки коммерческим проектам с высокой степенью готовности, реализация которых позволит достичь мультипликативного эффекта. Необходимо продолжить работу по созданию инновационной инфраструктуры, совершенствованию инвестиционного законодательства Чувашской Республики в части сочетания импортозамещения и инновационных подходов.

1.2.4. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг в отдельных секторах экономики

Уровень развития и состояния конкурентной среды в разных видах экономической деятельности значительно отличается, что связано с различными условиями функционирования, ценовой ситуацией и множеством других значимых факторов.

1.2.4.1. Агропромышленный комплекс

Особое место в экономике Чувашии занимает аграрный комплекс, который имеет невысокую конкурентоспособность. Основными причинами этого являются недостаточные темпы технологической модернизации и обновления основных фондов из-за низкой доходности отрасли, связанной с нестабильностью цен на сельхозпродукцию, рынков сельскохозяйственной продукции, общей финансовой неустойчивостью, дефицитом квалифицированных кадров на селе.

Проведенный Чувашским УФАС России анализ рынка зерна, муки и хлеба выявил недостаточное развитие конкуренции на рынке переработки и хранения зерна. Необходимо осуществление комплекса мероприятий для увеличения количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, в том числе для создания благоприятных условий деятельности входящим на данный рынок хозяйствующим субъектам.

В 2008 году по итогам проверок 16 локальных рынков закупки молочного сырья 15 молочными заводами при установлении закупочных цен на сырое молоко, приобретаемое у сельскохозяйственных товаропроизводителей, Чувашским УФАС России сделаны выводы о разной степени развитости конкурентной среды. Больше половины молокозаводов осуществляют закупку основной доли молока на территориях своей деятельности, где их доля на товарном рынке превышает 35 процентов. Локальные товарные рынки по закупке молока в республике являются высококонцентрированными. В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья, в связи с этим необходимо принятие дополнительных мер по развитию конкурентной среды.

В ходе проверки ситуации на розничном рынке молока выявлены факты заключения соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок, наценок, что является нарушением антимонопольного законодательства. С учетом этих обстоятельств предусматривается дальнейшее проведение анализа и оценки конкурентной среды на социально значимых продовольственных рынках.

Для сглаживания сезонного колебания цен закупки сырого молока необходимо проведение мероприятий по переходу на долгосрочное сотрудничество сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий.

Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе Чувашской Республики на основе выявленных относительных и абсолютных конкурентных преимуществ по основным видам продукции растениеводства и животноводства, а также продовольствия будет определяться аграрной политикой, ориентированной на признание приоритетности отрасли, сохранение мер государственной поддержки из бюджетов всех уровней. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора Чувашской Республики будет достигаться за счет реализации мероприятий принятых среднесрочных программ развития агропромышленного комплекса и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создания и продвижения национальных брэндов пищевой промышленности на российский и мировой рынки.

1.2.4.2. Розничная торговля

Развитие потребительского рынка находится в непосредственной зависимости от развития других секторов экономики, уровня денежных доходов и платежеспособности населения. Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарооборота и платных услуг в последние годы, их объемы на душу населения в Чувашии по-прежнему отстают от общероссийского показателя в 2 раза (52,4 процента).

Факторами, сдерживающими развитие потребительского рынка, являются:

отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли и общественного питания в муниципальных образованиях Чувашской Республики;

диспропорции в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;

недостаточность правового и нормативно-методического обеспечения структурной политики в развитии предпринимательства в сфере торговли.

Развитию конкуренции в сфере потребительского рынка будут способствовать: