КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 года N 363

О Республиканской целевой программе снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2010 г. N 50
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 N 102
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 мая 2010 г. N 139
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 августа 2010 г. N 254
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 ноября 2010 г. N 364
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2010 г. N 533}


В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и в целях дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики в условиях продолжающегося экономического кризиса Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год (далее - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Государственную службу занятости населения Чувашской Республики.

3. Определить Государственную службу занятости населения Чувашской Республики уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм принять участие в реализации мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственную службу занятости населения Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С.Гапликов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 13.11.2009 N 363

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год


{Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2010 г. N 50, от 15 апреля 2010 N 102, от 26 мая 2010 г. N 139, от 1 ноября 2010 г. N 364, от 29 декабря 2010 г. N 533}

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

-

Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики

?

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

Закон Российской Федерации " О занятости населения в Российской Федерации ";

 постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";

 протокол расширенного совместного заседания Совета глав районов и городов при Президенте Чувашской Республики и Комиссии по повышению устойчивости социально-экономического развития Чувашской Республики от 22 октября 2009 г. N 6"

Государственный заказчик Программы

-

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

-

Государственная служба занятости населения Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по с огласованию)

Срок реализации Программы

?

2010 год

Цель Программы

-

снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики

Задачи Программы

?

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;

 оказание государственной поддержки организациям республики по созданию и сохранению рабочих мест в условиях спада производства;

 содействие занятости инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности;

 содействие занятости выпускников образовательных учреждений;

 развитие системы малого бизнеса путем оказания содействия безработным гражданам в организации самозанятости;

 поддержка занятости в градообразующих организациях и монопрофильных населенных пунктах, работники которых находятся под угрозой увольнения;

 замещение иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами

Основные мероприятия Программы

-

опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников);

 организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения;

 стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

 содействие трудоустройству инвалидов;

 содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Объемы и источники финансирования Программы

?

общий объем финансирования Программы в 2010 году - 620261,3 тыс. рублей, в том числе:
 субсидии из федерального бюджета - 589237,5 тыс. рублей (95 процентов от общей суммы финансирования);

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 31023,8 тыс. рублей (5 процентов от общей суммы финансирования)";

Целевой показатель Программы

-

недопущение роста регистрируемой безработицы по республике в среднегодовом исчислении выше уровня 2,75 процента по отношению к численности экономически активного населения к концу 2010 года, а в моногородах (по отношению к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте):
 г. Алатыре - 2,4 процента;

 г. Канаше - 2,6 процента;

 г. Новочебоксарске - 2,9 процента;

 г. Шумерле - 2,9 процента;

 г. Мариинском Посаде - 2,9 процента;

 г. Ядрине - 2,5 процента;

 снижение к концу 2010 года коэффициента напряженности на рынке труда республики до 3,5 человека в расчете на одну вакансию, заявленную в органы службы занятости

Показатели результативности Программы

-

реализация мероприятий Программы позволит:
 направить на опережающее обучение не менее 5354 работников, находящихся под угрозой увольнения;

 трудоустроить на общественных и временных работах не менее 18,8 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, не менее 1811 признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, из них не менее 1090 безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости более 4 месяцев;

 направить на стажировку не менее 1265 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы под руководством 374 наставников;

 трудоустроить в организациях республики не менее 100 инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности;

 оказать содействие в организации самозанятости 3284 безработным гражданам

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Государственная служба занятости населения Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию в Государственную службу занятости населения Чувашской Республики:
 о ходе реализации Программы - ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

 об итогах реализации Программы - до 15 февраля 2011 года.
 Государственная служба занятости населения Чувашской Республики:
 до 1 марта 2011 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;

 до 20 февраля 2011 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

 до 1 марта 2011 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение


Республиканская целевая программа снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение напряженности на рынке труда.

Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в Российской Федерации и Чувашской Республике в 2009 году.

Основанием для разработки Программы стали Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и протокол расширенного совместного заседания Совета глав районов и городов при Президенте Чувашской Республики и Комиссии по повышению устойчивости социально-экономического развития Чувашской Республики от 22 октября 2009 г. N 6.

{Абзац 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 мая 2010 г. N 139}

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В результате негативного влияния финансового кризиса на реальный сектор экономики впервые за последнее десятилетие в Чувашской Республике ожидается спад производства. Наиболее проблемными секторами экономики являются промышленность и строительство (особенно жилищное и дорожное строительство). В этих отраслях спад производства составляет 30-40 процентов.

Индекс промышленного производства в январе - сентябре 2009 года составил 67,9 процента, в том числе в обрабатывающем производстве – 65,7 процента. В строительстве допущено снижение объемов работ на 43,1 процента.

По сравнению с соответствующим периодом 2008 года снизились обороты розничной торговли и общественного питания, объем платных услуг.

Сальдированный финансовый результат организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - августе 2009 года по сравнению с январем – августом 2008 года уменьшился на 78 процентов. Доля убыточных организаций составила 34,2 процента.

Спад производства приводит к недогрузке мощностей и, как следствие, переходу на режимы неполной занятости, а также высвобождению персонала.

Потребность в кадрах снизилась практически во всех видах экономической деятельности. Только за 8 месяцев 2009 года численность работающих сократилась на 6,7 процента по сравнению с этим же периодом прошлого года, или на 9,7 процента с начала года. Наиболее существенное снижение работающих произошло в строительстве - на 33,2 процента, обрабатывающих производствах – на 15,4 процента.

В органы службы занятости республики с 1 января по 3 ноября 2009 г. от организаций поступили сведения о намечаемых увольнениях 7,8 тыс. работников по причине ликвидации организаций либо сокращения в них численности или штата работников. Уволено 7,1 тыс. человек (91 процент), из них каждый второй обратился за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. До конца года предполагается уволить еще свыше 2 тыс. работников.

В среднем численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, еженедельно колеблется в пределах 4-7 процентов по отношению к среднесписочной численности работников, занятых в экономике. По состоянию на 3 ноября текущего года в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя были заняты 15,6 тыс. работников, в простое по вине работодателя находились 8,2 тыс. работников, отпусках без сохранения заработной платы – 4,4 тыс. работников.

В январе - октябре 2009 года за содействием в поиске работы в органы службы занятости обратилось свыше 80 тыс. человек, что в 1,9 раза больше по сравнению с этим же периодом 2008 года. Признаны безработными 45,9 тыс. человек против 20,7 тыс. человек в соответствующем периоде 2008 года (в 2,2 раза больше).

Тем не менее начиная с мая 2009 года ситуация на рынке труда Чувашской Республики улучшается, что связано с реализацией антикризисных мер по обеспечению устойчивой работы экономики, в том числе реализацией Республиканской целевой программы дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики на 2009 год, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2008 г. N 418.

За период с 1 мая по 1 ноября 2009 г. численность зарегистрированных безработных граждан уменьшилась в республике на 3,4 тыс. человек (на 14,5 процента) и составила на начало ноября 19914 человек. В целом по Российской Федерации снижение составило 7,5 процента, по Приволжскому федеральному округу - 8,4 процента.

Уровень регистрируемой безработицы в этот период снизился с 3,4 до 2,9 процента по отношению к численности экономически активного населения.

На начало октября 2009 года в целом по России уровень регистрируемой безработицы составлял 2,7 процента, по Приволжскому федеральному округу - 2,2 процента.

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию) составил на 1 октября 2009 г. 3,0 человека (на 1 мая 2009 г. - 2,3 человека).

Количество муниципальных образований, в которых уровень регистрируемой безработицы выше, чем в среднем по республике, уменьшилось с 9 до 5.

Наиболее высокая напряженность на рынке труда сохраняется в городах Чебоксары (3,3 процента) и Новочебоксарске (3,4 процента). Это связано с расположением в названных городах организаций обрабатывающих производств и строительства, в наибольшей степени пострадавших в результате кризиса.

По расчетам среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в республике составит к концу 2009 года 3 процента, что соответствует целевому показателю Программы.

Ожидаемые показатели результативности Программы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели результативности Программы

Предусмотрено по Программе на 2009 год

Выполнение на 1 ноября 2009 г.

Выполнение в
 2009 году (оценка)

Процент выполнения в
 2009 году (оценка)

Занятость населения:

после прохождения опережающего профессионального обучения в случае угрозы массового увольнения, человек

4070

3996

4070

100,0

на общественных и временных работах, ста жировке, тыс. человек

33,9

46,3

5 9,1

174,3

в результате переезда к новому месту работы на рабочих местах постоянного и временного характера, человек

200

184

200

100,0

в сфере малого бизнеса и самозанятости, человек

1170

170

1170

100,0

Объем израсходованных на реализацию Программы средств, по нашей оценке, составит 658,5 млн. рублей (98,5 процента от объема предусмотренных средств), в том числе за счет субсидии из федерального бюджета - 625 млн. рублей (98,4 процента), средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 33,5 млн. рублей (100 процентов).

Неполное освоение субсидии из федерального бюджета объясняется тем, что фактические расходы на организацию переезда и трудоустройства жителей республики в других регионах Российской Федерации в расчете на человека составили более 2,0 тыс. рублей вместо предусмотренных Программой 55,0 тыс. рублей. Это связано с отказом организаций, расположенных в северных широтах, от приема рабочей силы из республики.

В 2010 году ситуация в сфере занятости и на рынке труда останется напряженной, что обусловлено прогнозируемым развитием ситуации в реальном секторе экономики республики.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Чувашской Республики на 2010 год и на период до 2012 года индекс физического объема валового регионального продукта в 2010 году по сравнению с 2009 годом составит 98 процентов, индекс промышленного производства - 98,5 процента, в том числе обрабатывающего производства – 98 процентов, темп роста объема выполненных работ по виду деятельности "строительство" – 98,6 процента, инвестиции в основной капитал – 97,9 процента.

Прогнозные показатели в области труда и занятости приведены в табл. 2. Они разработаны в соответствии с балансом рабочих мест и балансом трудовых ресурсов на 2010 год (приложения N 1, 2 к Программе).

Таблица 2

(в среднегодовом исчислении)

Показатели

2009 год
 (оценка)

Прогноз на 2010 год

1 вариант

2 вариант

Численность населения, занятого в экономике, тыс. человек

625,0

614,2

617,6

Численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, тыс. человек

83,0

84,5

74,1

Численность зарегистрированных безработных граждан, тыс. человек

20,9

22,5

19,5

Уровень общей безработицы, % по отношению к численности экономически активного населения

11,7

12,1

10,7

Уровень регистрируемой безработицы, % по отношению к численности экономически активного населения

3,0

3,2

2,8

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию)

5,0

4,0

3,5

Более оптимистичный вариант прогноза рынка труда на 2010 год основывается на замедлении спада экономики, постепенном восстановлении роста основных макроэкономических показателей за счет повышения конкурентоспособности экономики, улучшении инвестиционного климата, реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих интенсивные структурные сдвиги и создание новых рабочих мест.

В рамках реализации инвестиционных проектов в 2010 году в республике предполагается создать от 3,1 до 4,5 тыс. рабочих мест, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов более 2,1 тыс. рабочих мест (приложение N 3 к Программе).

Для замещения указанных рабочих мест в основном потребуются следующие профессии: операторы и наладчики станков с программным управлением, токари, фрезеровщики, слесари, газоэлектросварщики, электрики, машинисты кранов и другие, а также инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, линейные руководители, экономисты и бухгалтеры. В сельском хозяйстве будут нужны животноводы, специалисты ветеринарной службы, овощеводы и другие сельскохозяйственные рабочие. В сфере торговли и общественного питания сохраняется потребность в поварах, продавцах, официантах и барменах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»