КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2002 года N 358
О республиканской целевой программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы на территории Чувашской Республики на 2003 - 2006 годы"
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 г. N 95
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 636 "О федеральной целевой программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", обеспечения устойчивой работы уголовно-исполнительной системы на территории Чувашской Республики в условиях реформирования органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реформирование уголовно-исполнительной системы на территории Чувашской Республики на 2003 - 2006 годы" (далее - Программа).
Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство внутренних дел Чувашской Республики.
2. Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики при разработке проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать финансирование Программы с учетом реальных бюджетных возможностей.
3. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики в пределах средств местных бюджетов предусмотреть выделение средств на реализацию мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н. Партасова
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Наименование Программы | республиканская программа целевая "Реформирование уголовно-исполнительной системы на территории Чувашской Республики на2003 - 2006 годы" |
Основания для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Реформирование уголовно исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы" |
Государственный заказчик Программы | Министерство внутренних дел Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике |
Цели и задачи Программы | приведение условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с требованиями и положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; |
Сроки реализации Программы | 2003 - 2006 годы |
Перечень подпрограмм | подпрограмма "Строительство и реконструкция следственных изоляторов Управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Чувашской Республике на 2003 - 2006 годы"; |
Исполнители подпрограмм | Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике; |
Исполнители подпрограмм | Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике |
Объемы и источники финансирования Программы | общая сумма расходов на реализацию Программы 93,55 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | ввод в эксплуатацию нового следственного изолятора N 3 в г. Чебоксары на 602 места; |
Система организации контроля за выполнением Программы | Министерство внутренних дел Чувашской Республики ежегодно к 15 марта до 2007 г. информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы |
В двух следственных изоляторах (далее - СИЗО) Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - УИН Минюста России по Чувашской Республике) сложилась критическая ситуация с размещением подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В СИЗО N 1 в г. Чебоксары при лимите наполнения 195 человек по итогам 9 месяцев 2002 г. содержалось 423 человека, СИЗО N 2 в г. Цивильске - 614 человек при лимите 325 человек. В указанных СИЗО фактическое наполнение в два раза превышает установленный лимит. На одного человека в среднем приходится 1,8 квадратных метра при санитарной норме площади 4,0 квадратных метра, установленной статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых".
Несоблюдение санитарных норм содержания под стражей нарушает права арестованных, способствует распространению среди них инфекционных заболеваний, особенно туберкулеза, в связи с поступлением в СИЗО большого количества лиц группы риска: лиц без определенного места жительства, безработных и ранее судимых.
За 2001 год в исправительных учреждениях республики выявлено 211 больных туберкулезом, а за 9 месяцев 2002 г. - 16 человек. В то же время в следственные изоляторы поступило 245 туберкулезных больных. При этом сохраняется тенденция роста числа таких больных, поступающих в следственные изоляторы. Первичная выявляемость активного туберкулеза среди лиц, поступающих в следственные изоляторы, в 40 раз превышает заболеваемость среди населения Чувашской Республики.
Основные режимные корпусы СИЗО построены несколько веков назад. СИЗО N 1 в г. Чебоксары построен в 1648 году, СИЗО N 2 в г. Цивильске - 1809 году. В советское время был проведен ряд реконструкций, в ходе которых увеличивалось количество камер для содержания подследственных. Коммунально-бытовые объекты подвергались реконструкции в меньшей степени, из-за чего оба учреждения испытывают трудности в площадях для обслуживания подследственных. Такая обстановка создалась из-за крайне недостаточного выделения средств на развитие СИЗО.
Введение в эксплуатацию СИЗО N 3 в г. Чебоксары и реконструкция СИЗО - N 2 в г. Цивильске позволит решить проблемы соблюдения санитарных норм и размещения арестованных лиц.
В условиях свободной конкурентной среды необходимо оказать комплекс мер по государственной поддержке промышленному сектору УИС на территории Чувашской Республики, эффективная работа которого могла бы решить социальные задачи и получить дополнительные средства для финансирования неотложных нужд системы.
В настоящее время предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), поставлены в равные условия налогообложения с хозяйственными обществами различных форм собственности. В то же время предприятия УИС из-за своей узкой специализации и низкого уровня производительных сил не всегда могут составить конкуренцию другим хозяйственным обществам. Номенклатура продукции промышленности УИС не должна быть сложной из-за низкой квалификации основных производственных рабочих (большая часть которых поступает в учреждения без какой-либо специальности и навыков к труду), высокой текучести (освобождение, амнистия, перевод), технической отсталости и изношенности материальной базы.
Наличие осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в учреждениях, исполняющих наказания, является одним из факторов увеличения числа нарушителей дисциплины, совершения преступлений, усиления агрессии осужденных, проявляющейся как во взаимоотношениях между собой, так и в отношениях к персоналу учреждений.
Финансирование и кредитование учреждений, исполняющих наказания, осуществляется без соблюдения разработанных норм и нормативов содержания лиц, осужденных к лишению свободы. Недостаточное финансирование приводит к отвлечению средств предприятий УИС на нужды бюджетного сектора. Объекты жилого фонда и коммунально-бытовой сферы - общежития для осужденных, столовые, режимные корпуса, медицинские части, больница для больных туберкулезом при ЮЛ-34/6 требуют капитального ремонта. В связи с этим капитальный ремонт и капитальное строительство объектов бюджетной сферы учреждений осуществляется за счет средств промышленного сектора. За последние годы газифицирована котельная СИЗО N 1, осуществлен капитальный ремонт канализационной системы учреждения ЮЛ-34/6, перепрофилировано учреждение ЮЛ-34/9, столовая для осужденных и медицинская часть в учреждении ЮЛ-34/3, завершается строительство котельной СИЗО N 3.
Отвлечение средств от предприятий УИС в бюджетную сферу приводит к росту задолженности предприятий УИС по налоговым платежам. На 1 октября 2002 г. кредиторская задолженность учреждений УИН Минюста России по Чувашской Республике по платежам в бюджеты всех уровней составила 40,1 млн. рублей, в том числе:
в федеральный бюджет (всего) - 8,1 млн. рублей,
из них штрафы и пени - 24,0 млн. рублей,
в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики - 5,0 млн. рублей,
из них штрафы и пени - 3,0 млн. рублей.
Для преодоления негативных тенденций в производственно - хозяйственной деятельности, повышения рыночной устойчивости предприятий УИС требуются скоординированные действия УИН Минюста России по Чувашской Республике и учреждений УИС с органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" одной из основных задач учреждений УИС является привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения. При учреждениях УИС на территории Чувашской Республики функционируют 3 профессиональных училища (ЮЛ-34/1 в г. Чебоксары, ЮЛ-34/2 в г. Алатыре, ЮЛ-34/3 в г. Новочебоксарске) и 3 филиала (ЮЛ-34/4 в г. Чебоксары, ЮЛ-34/6 в г. Новочебоксарске, ЮЛ-34/7 в г. Цивильске). В названных учебных заведениях ежегодно 900 осужденных проходят обучение и получают свидетельство о присвоении квалификации рабочих специальностей. В последние годы среди поступающих в учреждения УИС осужденных наблюдается рост числа лиц, не имеющих специальности: в 2000 году - 870 человек, 2001 году - 1215 человек. Ежегодно освобождаются без специальности 300 - 400 человек осужденных.
В учреждениях ЮЛ-34/5 (в г. Козловке), ЮЛ-34/9 (в г. Цивильске) из-за отсутствия профессиональных училищ обучение профессиям ведется только непосредственно на рабочих местах.
Учреждения УИС на территории Чувашской Республики испытывают острый недостаток в специализированных автотранспортных средствах. Обеспеченность специализированными транспортными средствами составляет 25% от утвержденного норматива. Особенно неблагополучное положение в обеспеченности:
санитарными автомобилями - из 9 штатных единиц санитарных автомобилей в наличии имеются 2 единицы (учреждения ЮЛ-34/3 в г. Новочебоксарске, ЮЛ-34/4 в г. Чебоксары), сроки эксплуатации которых выходят в 2002 году;
специальными автомобилями для перевозки заключенных - на балансе учреждений ЮЛ-34/3 (в г. Новочебоксарске), ИЗ-21/1 (в г. Чебоксары), ИЗ-21/2 (в г. Цивильске) находятся автомобили 1987, 1988 и 1990 годов выпуска, которые выработали нормативные сроки эксплуатации (10 лет) и не пригодны для выполнения задач по перевозке спецконтингента из-за предельного износа кузовов и ходовых частей;
автобусами для перевозки личного состава в учреждениях ЮЛ-34/2, ЮЛ- 34/8 (в г. Алатыре), ЮЛ-34/6 (в г. Новочебоксарске), ЮЛ-34/7, ИЗ-21/2 (в г. Цивильске).
Главными целями разработки и реализации Программы являются обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний, соблюдение режима отбывания наказания в местах лишения свободы, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, а также создание благоприятных условий для развития промышленного сектора УИС, обеспечение эффективной трудовой занятости осужденных, обеспечение потребности УИС продуктами питания и вещевым довольствием, обеспечение согласованных действий городских, районных центров занятости и учреждений УИС в Чувашской Республике по вопросам оказания информационных и профконсультационных услуг лицам, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, профессиональной подготовки и переподготовки с учетом потребностей, а также ситуации, складывающейся на рынке труда, профилактика правонарушений среди осужденных.
Программа рассчитана на 2003 - 2006 годы.
Для достижения поставленной цели предусматривается реализация комплекса мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей предприятий УИН Минюста России по Чувашской Республике на изготовление конкурентоспособной продукции и созданию новых производств для трудоустройства осужденных, а также меры государственной поддержки промышленности УИС.
В целях обеспечения государственной поддержки УИС предполагается осуществить разработку ряда проектов правовых и нормативных актов.
3.1. Основными мероприятиями по подпрограмме "Строительство и реконструкция следственных изоляторов Управления исполнения наказаний Минюста России по Чувашской Республике на 2003 - 2006 годы" являются (приложение N 1): строительство СИЗО N 3 в г. Чебоксары, реконструкция СИЗО N 2 в г. Цивильске.
Выполнение данных мероприятий позволит привести условия содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствие с минимальными нормами обеспеченности жилой площадью установленными статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Срок ввода в действие СИЗО N 3 мощностью 602 места - 2006 год.
3.2. Основными мероприятиями по подпрограмме "Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы в Чувашской Республике на 2003 - 2006 годы" являются (приложение N 2):
а) загрузка и расширение действующего производства за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции: вещевого имущества и постельных принадлежностей для спецконтингента и обмундирования для личного состава УИС. Общая численность осужденных, которые могут быть дополнительно трудоустроены за счет производства продукции по приведенным мероприятиям, составит 561 человек, объем производства составит 41,0 млн. рублей;
б) создание новых производств и освоение новых видов продукции. Общая численность осужденных, которые могут быть дополнительно трудоустроены за счет производства продукции по приведенным мероприятиям, составит 175 человек, объем производства составит 21,2 млн. рублей;
в) совершенствование и дальнейшее развитие кооперированных связей, в том числе с ОАО "ПК ХК "Электрозавод" по изготовлению продукции металлообработки (г. Москва), ЗАО "Булгар-хмель" по изготовлению картонной и деревянной тары (г. Новочебоксарск), ОАО "РТЗ Энергия" по обработке стеклотекстолита, ООО "Русспецзнак" по изготовлению нарукавных знаков (г. Москва). Общая численность осужденных, которые могут быть дополнительно трудоустроены за счет производства продукции по приведенным мероприятиям, составит 131 человек, объем производства составит 14,4 млн. рублей;
г) самообеспечение потребностей УИС в продуктах питания;
д) оказание поддержки уголовно-исполнительной системе на территории Чувашской Республики со стороны органов местного самоуправления:
передача объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе предприятий УИС на территории Чувашской Республики (24 единицы) в муниципальную собственность в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235, от 27 августа 1999 г. N 996;
е) мониторинг энергоэффективности и модернизация энергосистем:
перевод на теплоснабжение учреждения ЮЛ-34/1 от ведомственной котельной;
реконструкция бойлерной и горячего водоснабжения производственных корпусов учреждения ЮЛ-34/1;
строительство собственной котельной учреждения ЮЛ-34/6;
перевод котельной учреждения ЮЛ-34/7 на газовое топливо;
ж) организация профессионального обучения:
оплата труда педагогических работников;
приобретение оборудования для учебных мастерских: швейных машин 97 класса - 40 шт., швейных машин 51 класса - 2 шт., швейных машин 827 класса - 2 шт., закрепочных машин 25 - 1 класса - 2 шт., раскройных машин - 2 шт.
3.3. Основными мероприятиями по подпрограмме "Укрепление материально - технической базы учреждений уголовно-исполнительной системы на территории Чувашской Республики на 2003 - 2006 годы" являются: