Более 30% расходов предприятий ЖКХ Чувашской Республики осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, направляемых на покрытие убытков и разницы в ценах в связи с государственным регулированием тарифов, на капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство территорий, капитальные вложения, субсидии и льготы населению. Сохраняющаяся практика бюджетного финансирования отрасли и слабые рычаги влияния получателей услуг на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем ЖКХ: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий ЖКХ, высокого уровня потерь ресурсов.
Основной объем расходов на поддержку ЖКХ в Чувашской Республике осуществляется из местных бюджетов. За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется оплата коммунальных услуг учреждениями, финансируемыми из этого бюджета, а также оказывается поддержка местным органам самоуправления на развитие общественной инфраструктуры. В 2001 году на поддержку отрасли ЖКХ из местных бюджетов было выделено 880 млн. рублей, а на оплату коммунальных услуг бюджетным организациям - 433 млн. рублей, что соответствует выделенным лимитам.
В настоящее время структура доходов предприятий и организаций ЖКХ состоит из собственных средств и бюджетных ассигнований, выделяемых из местных бюджетов. За 2001 год доходная часть за счет всех источников составила 2270,3 млн. рублей, из них:
доходы предприятий - 1626 млн. рублей (72%), в том числе от населения - 577,6 млн. рублей (25%);
дотации из местных бюджетов - 644 млн. рублей (28%).
Общие затраты по отрасли составили 2288,6 млн. рублей, в том числе:
платежи в бюджет и отчисления во внебюджетные фонды - 293 млн. рублей (13%), или более 45% полученных из местных бюджетов средств предприятиями ЖКХ вновь возвращены в бюджеты в виде налоговых платежей;
затраты на оплату труда - 426,4 млн. рублей (19%);
материальные затраты - 1183,2 млн. рублей (51%);
амортизация - 143,1 млн. рублей (6%);
прочие затраты - 242,9 млн. рублей (11%) (рис.6).
В 2001 году из 118 муниципальных предприятий, составляющих жилищно-коммунальный комплекс Чувашской Республики, 79 или 67%, по итогам года получили убыток от основной деятельности (без учета бюджетных дотаций) в размере 85 млн. рублей. В основном убыточными были и остаются организации, обслуживающие жилищный фонд.
Одной из важнейших проблем сектора остается кредиторская задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ. В течение ряда лет неплатежи предусматривались уже на стадии формирования бюджета, когда потребности в текущем финансировании и погашение кредиторской задолженности прошлых лет учитывались не полностью.
Одна из важнейших проблем отрасли - большой объем кредиторской задолженности, которая достигла к 1 октября 2002 г. 1,6 млрд. рублей и превышает в 1,3 раза дебиторскую задолженность. Основными кредиторами предприятий ЖКХ являются бюджет и внебюджетные фонды, а также предприятия топливно-энергетического комплекса. Существование кредиторской задолженности резко искажает систему экономические стимулов в отрасли и тормозит проведение преобразований в ЖКХ.
В целях оздоровления финансового состояния предприятия ЖКХ осуществляют реструктуризацию задолженности в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. К концу 2001 года в режим реструктуризации вошли 80 предприятий на сумму 314 млн. рублей, из них: федеральный бюджет - 130 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики - 0,4 млн. рублей, местные бюджеты - 1,9 млн. рублей, внебюджетные фонды - 181,5 млн. рублей.
В сложившихся условиях предприятиям ЖКХ трудно выдержать условия режима реструктуризации задолженности в бюджет и внебюджетные фонды. Поэтому при формировании местных бюджетов администрациям необходимо предусматривать финансирование предприятиям ЖКХ платежей по реструктурируемой части.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресности выделяемых субсидий. В 2001 году из 880 млн. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий Чувашской Республики, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 80 млн. рублей (рис.7).
В результате конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья республики, включая высокодоходную, в среднем получает от государства около 150 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Всего же в 2001 году субсидии и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг получили около 700 тыс. человек (каждый второй житель республики) в сумме 286,3 млн. рублей.
Уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги к затратам на производство этих услуг составил к концу 2001 года 80 процентов при утвержденном стандарте на этот год в размере 80 процентов. Доведение тарифов на коммунальные услуги до уровня их экономически обоснованного размера позволило сократить втрое разницу в установленных тарифах для различных групп потребителей. На 1 января 2002 г. превышение тарифов на коммунальные услуги для промышленных предприятий над тарифами для населения составило от 1,1 до 4,5 раза по видам услуг.
В рамках выполнения мероприятий по реализации второго этапа программы Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" к 1 октября 2002 г. уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением был доведен до размера федерального стандарта и составил 90%, тарифы на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение установлены на одном уровне для всех групп потребителей.