В ходе продолжения реформирования ЖКХ в сельской местности необходимо провести комплексную инвентаризацию объектов жилищно-коммунального назначения и передать объекты ЖКХ (жилой фонд, сети тепло-, водо-, электроснабжения, водоотведения и т.п.) в оперативное управление администрациям районов, делегирующим право управления объектами ЖКХ, поселковым и сельским администрациям, которые по договору о техническом обслуживании привлекают для эксплуатации объектов жизнеобеспечения местные муниципальные предприятия с правом юридического лица по следующим направлениям деятельности: теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, содержание территорий населенных пунктов, ритуальные услуги, коммунально-бытовые услуги (бани, прачечные). При необходимости создаются участки по оказанию жилищно-коммунальных услуг без права образования юридического лица в конкретных населенных пунктах.
Взаимодействие предприятий ЖКХ и его участков с поселковыми и сельскими администрациями строится на принципах двойного подчинения и должно быть отрегулировано Положением о разграничении прав и полномочий между администрацией района и поселковой, сельской администрациями.
С целью разграничения полномочий и ответственности в части осуществления сборов платежей с населения, руководства работой предприятий ЖКХ, обеспечения бесперебойной работы объектов коммунального хозяйства, предоставления услуг ЖКХ между администрацией района и поселковой, сельской администрациями заключается договор.
Поселковой и сельской администрациям должно быть делегировано право на заключение договоров с населением и сбор платежей, а также возможность последующего использования полученных средств на нужды ЖКХ населенного пункта, учитывая малый в сравнении с городами и районными центрами объем коммунальных услуг на селе, в обязанности участков ЖКХ необходимо включить оказание услуг бюджетным организациям, ритуальных услуг, внедрение энергосберегающих мероприятий, заготовку угля, дров и т.п.
В целях оперативного принятия мер, мобилизации техники, материально-технических ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций и обеспечения бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения населенных пунктов района при районной администрации должна быть создана круглосуточная диспетчерская служба, что обеспечит:
создание единого имущественного комплекса ЖКХ в пределах административной границы района, осуществление контроля за своевременностью расчетов за потребленные энергоресурсы предприятиями ЖКХ и бюджетной сферы, централизованной заготовкой топлива на осенне-зимний период и единой ценовой и тарифной политикой при распределении бюджетных средств на финансирование расходов на услуги ЖКХ;
осуществление планирования капитального ремонта, реконструкции, нового строительства, определение лимитов на энергоресурсы для объектов бюджетной сферы, координацию взаимоотношений между предприятиями ЖКХ и поселковыми, сельскими администрациями, разработку районных программ энергосбережения, развитие коммерческой деятельности предприятий ЖКХ в интересах сокращения объемов бюджетного финансирования;
сокращение финансовых издержек, связанных с увеличением численности и затрат на содержание аппарата, накладных расходов и налоговых платежей;
управляемую и эффективную работу объектов ЖКХ в сельских населенных пунктах.