Недействующий

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы

3.6. Структура и управляемость жилищно-коммунального хозяйства


Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашской Республики представляет собой сложный механизм взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, муниципалитетов, предприятий различных форм собственности и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Целью функционирования ЖКХ является качественное обеспечение жилищными и коммунальными услугами потребителей и обеспечение надежного функционирования национальной экономики Чувашской Республики и Российской Федерации в целом.

Роль координатора происходящих в жилищно-коммунальном хозяйстве процессов выполняет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, которое осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими органами исполнительной власти Чувашской Республики, руководствуясь нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

{Абзац третий подраздела 3.6. в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

Важным органом в структуре ЖКХ Чувашии является муниципалитет, который действует не только на основании нормативных правовых актов, но и в соответствии с Законом "Об основах организации местного самоуправления", дающим муниципалитетам широкие полномочия в различных сферах экономики, в том числе жилищно-коммунальном хозяйстве. К примеру, установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме электроэнергии и газа) входит в компетенцию местного самоуправления, что является важным аспектом самостоятельности в области принятия решений. Но зачастую под видом самостоятельности муниципалитетами принимаются популистские решения, которые идут вразрез с эффективным функционированием ЖКХ и носят оттенки политического характера.

В связи с этим целесообразно заключение с муниципалитетами соглашений о координации действий Кабинета Министров Чувашской Республики (Минстроя Чувашии) и муниципальных образований в жилищно-коммунальной сфере.

{Абзац пятый подраздела 3.6. в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

Республиканская служба по тарифам устанавливает тарифы на электроэнергию и газ для локальных монополий ЖКХ. Муниципальные власти являются собственниками практически всех локальных монополий ЖКХ, и полномочия по управлению указанными монополиями принадлежат им. Локальные монополии предоставляют свои услуги либо напрямую потребителям (юридическим лицам), либо через управляющие компании и подрядные организации физическим лицам.

{Абзац шестой подраздела 3.6. в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

Локальные монополии зачастую являются неэффективными предприятиями в форме муниципальных унитарных предприятий. Развитие рыночных отношений требует больше свободы для предприятий и более оперативного принятия решений. Перевод этих предприятий в акционерные общества позволит изменить систему взаимоотношений локальных монополий ЖКХ как с муниципальными и республиканскими властями, т.е. собственниками, так и с иными субъектами правоотношений в жилищной и коммунальной сфере.

Рыночная экономика требует совершенствования договорных отношений в ЖКХ, для развития которых ныне существует разделение административных и хозяйственных функций между муниципальными властями, управляющими компаниями и подрядными организациями. Но функционирование дирекций единого заказчика представляется не очень полноценным, так как реального разделения функций полностью не происходит. Целесообразно передавать функции управления предприятиям и иных организационно-правовых форм с проведением конкурсов не формальных, а реальных.

Передача подрядов предприятиям должна осуществляться также на реальной конкурсной основе с участием предприятий всех форм собственности. Причем подрядные договоры должны заключаться с определенными условиями со стандартами высокого обслуживания жилищного фонда. Ежемесячно необходимы проверки (плановые, выборочные и внеочередные) выполнения условий договора подрядной организацией. В состав комиссии должны входить представители администраций районов и городов, управляющей компании, госжилинспекции, подрядной организации и жильцов.

Только четкая система управления (управляемости) ЖКХ с прозрачными, одинаковыми для всех правилами позволит эффективно развивать ЖКХ Чувашской Республики.