Недействующий

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы

3.9. Обеспечение мер социальной защиты населения


Вопросы социальной защиты граждан подлежат решению преимущественно на федеральном уровне. В республике мероприятия данного раздела осуществляются по мере выхода федеральных документов.

Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков. Коренным образом изменится система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий.

Основной идеей экономической реформы в этой сфере является передача права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на субсидирование отрасли, от жилищных и коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Главными участниками экономических отношений в ЖКХ таким образом станут жилищно-коммунальные организации и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на субсидирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) в части реформирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения. С 1 июля 2002 г. в соответствии с федеральным законодательством ряд льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), переведены в форму денежных выплат.

Предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи, а также методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидий, В совокупный доход семьи будут включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.

Конечной целью станет создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, и жилищные субсидии. Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, стимулированию развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Все это позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

В целях отработки механизма реализации системы персонифицированных социальных счетов и определения возможных проблем, возникающих в процессе создания и использования социальных счетов и которые необходимо предусмотреть при внедрении системы социальных счетов по общероссийской модели, Правительство Российской Федерации проводит в ряде регионов в 2002 - 2003 годах эксперимент по переводу жилищных субсидий на социальные счета. Одними из участников эксперимента стали гг. Новочебоксарск и Шумерля Чувашской Республики.

Суть эксперимента по переводу субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на социальные счета состоит в том, что на имя гражданина (представителя домохозяйства), являющегося получателем жилищных субсидий, должен быть открыт расчетный счет в банке, на который из бюджета будут перечисляться средства жилищной субсидии, имеющие целевое назначение. Целевым использованием средств жилищных субсидий прежде всего нужно считать оплату жилищно-коммунальных услуг по договору найма (управления), а также закупку твердого топлива в сельских районах.

В ходе эксперимента предполагается:

апробировать механизм использования системы социальных счетов, определить положительные и отрицательные стороны эксперимента;

апробировать различные схемы перечисления бюджетных средств на социальные счета граждан через кредитные организации и схемы перечисления сумм субсидий с социальных счетов организациям ЖКХ;

выявить нормы федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также актов Банка России, отмена, изменение, дополнение и введение которых позволит более эффективно использовать систему социальных счетов.

Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов в Чувашской Республике необходимо:

обеспечить возмещение затрат, связанных с внедрением системы персонифицированных социальных счетов, за счет средств консолидированного бюджета Чувашской Республики на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средств, поступающих из Фонда софинансирования социальных расходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (табл.1);

провести эксперимент по отработке механизма реализации системы персонифицированных социальных счетов граждан в гг. Шумерле и Новочебоксарске.