Проводимая реформа ЖКХ невозможна без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Решение вопросов энергосбережения диктуется и энергетической стратегией Чувашской Республики, согласно которой в 1999 году было принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики "О Программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2000-2005 годы" и обозначены экономические и социальные предпосылки программы, цели и задачи.
Энергосбережение - это базисный тезис, который лежит в основе реформирования ЖКХ. Нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) бюджетными организациями определены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 187. Утвержденные нормативы позволили провести лимитирование потребления ТЭР бюджетными организациями и проводить мониторинг их энергопотребления путем статистического наблюдения по введенной в 2000 году квартальной форме республиканского наблюдения за их потреблением организациями, финансируемыми из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. Кроме этого государственное учреждение "Чувашгосэнергонадзор" в 2001 году провел выборочный энергетический мониторинг бюджетных организаций. Использование названных мер и нормативных актов позволило выполнить в 2002 году энерго-финансовый баланс бюджетной сферы Чувашской Республики. Следующим этапом в упорядочении энергопотребления в республике должна стать методология разработки топливно-энергетического баланса организаций ЖКХ.
{Абзац второй подраздела 3.7. в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}
Приоритетным направлением программы энергосбережения является повышение эффективности производства и потребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий в ЖКХ - это модернизация источников тепла, системы распределения и транспортирования электрической, тепловой энергии, водоснабжения, повышение эффективности использования энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии, питьевой воды при их использовании в жилищном фонде и бюджетной сфере. На ее реализацию с 2003 по 2010 годы планируется направить 330 млн. рублей и получать в результате внедрения энергоэффективных ресурсосберегающих мероприятий в системах тепло-, электро- и водоснабжения эффект в сумме 70 млн. рублей ежегодно.
Экономия от энергосбережения будет рассматриваться как ресурс возвращения возможных инвестиций в развитие комплекса ЖКХ, внедрения энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления ТЭР и создание системы учета ресурсов, максимально приближенных к потребителю и позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепочке от производителя до потребителя.
Полное оснащение жилищного фонда приборами учета потребления энергоресурсов является важным моментом в энергосбережении. Этому будет способствовать приемка в эксплуатацию вновь вводимых жилых домов, а также после реконструкции и капитального ремонта строго при наличии приборов поквартирного учета газа, горячей и холодной воды.
Социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов, к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствию принятым стандартам.
Энергосбережение будет реализовываться в совершенствовании взаимоотношений между ресурсосберегающими организациями как поставщиками услуг и их потребителями - населением, а также в создании действующего организационно-экономического механизма, который стимулировал бы работу по энергосбережению, давал возможность использования сэкономленных средств для реализации дополнительных мероприятий по энергосбережению. Необходимо создать фонд энергосбережения.
Наряду с работами на объектах инженерной инфраструктуры должна осуществляться модернизация жилищного фонда, которая приведет к снижению потребности в услугах, связанных с тепло- и водоснабжением, что повлечет уменьшение объема затрат на модернизацию некоторого количества сетей и сооружений. Аналогичная ситуация будет складываться при внедрении альтернативных локальных источников тепловой энергии, что снизит потребность в модернизации части котельных и тепловых сетей.