Недействующий

О Республиканской целевой программе социально-экономического развития Козловского района на 2000 - 2002 годы

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.99 N 282

Наименование Программы

Республиканская целевая программа социально-экономического развития Козловского района на 2000 - 2002 годы

Основание для разработки Программы

поручение Президента Чувашской Республики Федорова Н.В. от 6 сентября1999 г. N 01/05-3932

Государственный заказчик Программы

Министерство экономики Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

администрация Козловского района

Цель Программы

повышение вклада района в социально-экономическое развитие республики, создание условий для укрепления бюджетного потенциала на основе комплекса мер по дальнейшему развитию промышленных предприятий и аграрного сектора

Задачи Программы

создание экономических и организационных условий для экономического роста и осуществления структурных сдвигов в промышленности в рамках реализации программ конверсии, финансового оздоровления предприятий, ресурсосбережения, создание условий для повышения инвестиционной и деловой активности путем привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации бизнес-проектов с применением механизма льготного кредитования и вторичной эмиссии акций, мобилизация финансовых, кредитных и иных видов ресурсов на решение приоритетных задач

Сроки реализации Программы

2000 - 2002 годы
 I этап - 2000 год
 II этап - 2001 - 2002 годы

Основные направления Программы

проведение адресной работы с предприятиями, создание для них условий по выходу из кризисного состояния и повышению экономического потенциала, повышение устойчивости функционирования сельскохозяйственного производства, развитие инженерной инфраструктуры и социальной сферы, содействие занятости населения

Исполнители мероприятий Программы

администрация Козловского района, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство социальной защиты Чувашской Республики, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики, Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, Государственный комитет Чувашской Республики по охране окружающей среды, Государственный комитет Чувашской Республики по печати, соответствующие предприятия и организации района

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования - 339,838 млн. рублей,
 в том числе средства:
 федерального бюджета - 40,205 млн. рублей,
 республиканского бюджета Чувашской Ре спублики - 76,366 млн. рублей,
 местного бюджета - 11,356 млн. рублей,
 внебюджетных источников - 23,01 млн. рублей,
 предприятий - 61,188 млн. рублей,
 кредиты банков - 53,213 млн. рублей,
 населения - 74,5 млн. рублей

Ожидаемый конечный результат реализации Программы

стабилизация и рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение налоговых и других поступлений в бюджеты всех уровней, решение ряда социальных проблем и повышение уровня жизни населения района

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за ходом реализации Программы осуществляют Министерство экономики Чувашской Республики и администрация Козловского района с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 апреля ежегодно до 2003 года

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Исходное состояние экономики и социальной сферы Козловского района, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Козловский район имеет благоприятное экономико-географическое положение. Он расположен на реке Волге, на стыке трех республик - Чувашской Республики, Республики Марий-Эл и Республики Татарстан. В 10 километрах через станцию Тюрлема проходит железная дорога Москва-Казань, имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Через территорию района проходит автомобильная дорога общероссийского значения "Нижний Новгород-Казань".

В конце XIX века в Козловке появился винокуренный завод. В 1908 году дал первую продукцию лесопильный завод.

Население д. Козловки с 1858 по 1908 год увеличилось более чем вдвое. В 1909 году на 129 дворов, где проживало 916 человек, имелись одна казенная винная лавка, 2 пивных, 8 чайных, 8 харчевен, 10 молочных лавок, функционировали постоялый двор, ветряная мельница, 4 хлебозакупочные фирмы, пароходная пристань, кузница.

До 1927 года Козловский район входил в состав Чебоксарского уезда Казанской губернии. В 1927 году д. Козловка стала районным центром.

В декабре 1928 г. было принято решение о строительстве в д. Козловка завода строительных деталей, в октябре 1932 г. Государственная комиссия приняла комбинат в эксплуатацию.

С ростом мощности данного предприятия увеличивалось и население Козловки. Если в 1926 году здесь проживало 1066 человек, то в 1939 году было уже более 5000. В 1938 году согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР д. Козловка стала рабочим поселком. В райцентре появились и другие предприятия. Вошел в строй райпромкомбинат. В 1940 году выдали первую продукцию пищекомбинат, маслозавод, механизированная пекарня.

В годы Великой Отечественной войны рабочие домостроительного завода для фронта строили самолеты "У-2".

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1967 г. пос. Козловка был преобразован в город районного подчинения.

В настоящее время в Козловском районе проживают 27 тысяч человек. Это чуваши, русские, марийцы и другие.

Район имеет все необходимые условия для нормального развития экономики и социальной сферы. Однако накопилось много проблем регионального характера, которые требуют особого внимания и поддержки со стороны Правительства Чувашской Республики.

Ведущим сектором экономики района является промышленность, она служит основным источником формирования доходной части бюджета.

Кризисные явления в экономике страны сказались на работе предприятий промышленности. Закрепление позитивных явлений только начинает просматриваться во втором полугодии 1999 года. За 9 месяцев текущего года промышленными предприятиями района произведено продукции в действующих ценах на 44,8 млн. рублей, что на 31,4 процента больше, чем за тот же период прошлого года, при этом индекс физического объема составил 84,7 процента.

Открытое акционерное общество "Козловский комбинат автофургонов", государственное предприятие учреждение ЮЛ 34/5, открытое акционерное общество "Козловский хлебокомбинат" работают в условиях наращивания объемов производства. Допущено снижение объемов производства Козловским муниципальным ремонтно-техническим предприятием, дочерним хозяйственным обществом товарищества с ограниченной ответственностью научно - производственного предприятия "Автоматика" "Козловский завод металлоизделий", открытым акционерным обществом "Козловский маслодельный завод".

Остается невысокой степень использования производственных мощностей, растет изношенность основных средств, снижается уровень доходности предприятий, происходит увеличение себестоимости продукции. Лишь 3 предприятия промышленности из 7 за девять месяцев текущего года сработали прибыльно.

Агропромышленный комплекс является одним из важных секторов экономики района. Из-за недостатка финансовых средств, имеющихся общих проблем в экономике и несмотря на принимаемые меры продолжает сокращаться поголовье скота, в хозяйствах всех категорий района наблюдается тенденция снижения производства животноводческой продукции, численности скота и птицы.

Сельскохозяйственными предприятиями района собрано 6377 тонн зерна при урожайности 6,4 центнера с 1 гектара. 1998 году урожайность составила 8 центнеров с гектара. На снижение производства продукции растениеводства в основном повлияла засуха. Производство молока к уровню прошлого года снизилось на 10 процентов, мяса - на 17 процентов.

Основой увеличения производства продуктов животноводства является прочная кормовая база. Ставится задача расширения площадей интенсивных высокотоварных сельскохозяйственных культур и под кормовыми культурами, что позволит значительно поднять экономическую эффективность растениеводства и обеспечить скот полноценными кормами. Планируется обновление стада за счет покупки племенного скота. Наряду с покупкой племмолодняка в хозяйствах района необходимо заниматься выращиванием своего ремонтного молодняка.

Несмотря на усилия, предпринимаемые предприятиями, природоохранными органами, общественностью, экологическая обстановка в районе остается тревожной. Продолжается загрязнение водоемов недостаточно очищенными стоками очистных сооружений, животноводческими стоками. Вызывает беспокойство состояние водоохранных зон и прибрежных полос малых рек. Велики выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, особенно от автотранспорта. Не решена проблема утилизации твердых бытовых отходов в сельских населенных пунктах.

Не решается ряд острых вопросов по содержанию инженерной инфраструктуры.

Значительная разбросанность населенных пунктов по территории района и большая площадь самих населенных пунктов требуют значительных материальных затрат при проведении газификации района. Уровень газификации по району составляет 33,4 процента, в том числе село - 2,5 процента.

За многие годы эксплуатации в ветхое состояние пришли существующие тепловые сети в городе и на селе.

Состояние экономики, недостаточное функционирование отраслей материального производства оказывают непосредственное влияние на развитие социальной сферы и жизненный уровень населения.

Из-за невыполнения доходной части бюджета обострилась проблема погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и детским пособиям. Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 октября 1999 г. на предприятиях всех форм собственности составила 8,4 млн. рублей, в том числе работникам бюджетной сферы - 2,6 млн. рублей. Задолженность по детским пособиям составляет 3,0 млн. рублей.

Недостаток финансового обеспечения также сдерживает реализацию ряда мероприятий по укреплению материальной базы учреждений образования, здравоохранения, культуры. В тяжелых условиях функционирует интернатское учреждение г. Козловки. Недостаточное количество средств в денежном выражении не позволяет организовать полноценное питание детей-сирот, приобретать им одежду и обувь.