Кадровый потенциал предприятий и организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической политики. Качественные и количественные характеристики рабочих и специалистов в основном определяют возможности программ развития отраслей экономики, повышения качества продукции и роста производительности труда.
За последние годы отмечается существенное снижение профессионально - квалификационного уровня рабочих, особенно в сфере материального производства, падение трудовой и производственной дисциплины, отсутствие желания интенсивно работать. Не соответствует современным требованиям рыночной экономики квалификация многих специалистов и управленческого персонала предприятий и учреждений. Им недостает профессионализма, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в условиях конкуренции.
Создание системы подготовки производственного персонала является одним из путей кардинального разрешения социальных проблем республики.
В подготовке производственного персонала, формировании конкурентоспособной личности высока роль учреждений профессионального образования всех уровней.
В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 20 учреждений высшего, 31 - среднего и 32 - начального профессионального образования, имеющих соответствующую нормативно - правовую базу на ведение образовательной деятельности. В них всеми видами и формами профессионального образования охвачено более 92 тыс. человек. В последние годы в системе образования стали развиваться принципы академической и экономической автономии учебных заведений, свободы выбора преподавателями, учащимися и студентами методов и форм обучения. Значительно изменилась профильная структура подготовки кадров. В определенной степени система профессионального образования начала адаптироваться к принципиально новым условиям развития гражданского общества и рыночной экономики.
Начиная с 2004 года в республике будет значительно снижаться (с 25259 до 15932 в 2011 году) количество выпускников общеобразовательных школ (потенциальных студентов). В связи с этим необходимо провести ряд мероприятий по совершенствованию, оптимизации и интеграции учреждений профессионального образования.
Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что за последнее десятилетие нарушились традиционные связи учебных заведений с работодателями, ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы. Следствием этого стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республике, определила рост интереса молодежи к получению высшего профессионального образования гуманитарно-экономического профиля. Вновь открывшиеся учреждения высшего профессионального образования в основном специализируются по специальностям общегуманитарного направления, не требующим больших затрат на материально-техническое оснащение учебного процесса. Развитие средних профессиональных учебных заведений характеризуется также значительным увеличением доли подготовки кадров по экономическим и правовым дисциплинам. Прием студентов на учебу по данным направлениям с 1980 года по 2000 год возрос с 11 до 33 процентов за счет сокращения приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Такая же тенденция прослеживается и в учреждениях начального профессионального образования, где количество учащихся, принятых на учебу по профессиям непроизводственной сферы, в 2000 году составило 43,2 процента от их общего числа.
В Чувашской Республике за 5 прошедших лет вдвое увеличилось количество студентов высших учебных заведений. Несмотря на ежегодный рост бюджетных мест, в вузах республики основной прирост общего контингента студентов достигнут за счет приема на обучение на договорной (платной) основе. Так, в 2000 году 52 процента студентов обучалось с полной оплатой стоимости образовательных услуг.
Из-за отсутствия средств на укрепление и развитие материально-технической базы в учреждениях профессионального образования основные фонды не обновляются. По состоянию на 1 января 2000 г. в учреждениях начального профессионального образования 85 процентов учебной автотракторной техники, станочного и другого оборудования эксплуатируется свыше положенного срока. В образовательном процессе большинства учреждений профессионального образования недостаточно широко применяются средства современной компьютерной технологии.
В сфере профессионального образования республики работает около 5,2 тыс. профессорско-преподавательских и инженерно-педагогических работников, которые являются специалистами определенной отрасли науки, но не имеют педагогической подготовки. За последние 6 лет число докторов наук, работающих в вузах республики, увеличилось на 86 процентов (со 102 в 1994 году до 190 в 2000 году). Тем не менее, при увеличении контингента студентов высших учебных заведений более чем в два раза, по сравнению с 1994 годом, численность профессорско-преподавательского состава увеличилась на 39 процентов (с 1531 до 2132), а число докторов и кандидатов наук - на 19 процентов.
В учебный процесс недостаточно внедряются новые педагогические технологии и прогрессивные формы обучения. Нуждаются в коренном обновлении системы управления, переподготовки и повышения квалификации педагогов учреждений профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования за последние 5 лет из 1523 руководящих и инженерно-педагогических работников курсы повышения квалификации прошли только 447 работников, или 29,3 процента. В этой сфере образования отсутствует целостная система методической службы.
Актуальной остается формирование целостной системы отслеживания результатов деятельности учреждений профессионального образования (аттестация и аккредитация).