КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Срок действия постановления истек
Признано утратившим силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. N 263.
В целях создания эффективного функционирования системы профессионального образования в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Министерство образования Чувашской Республики.
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики на развитие образования и науки.
4. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, администрациям районов и городов, а также другим организациям обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.2000 N 275
Наименование Программы | Программа "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года |
Основание для разработки Программы | постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от http://server-npa:8080/content/ngr/RU21DMJ199800230.doc "О концепции государственной образовательной политики "Человек и образование в современном мире" |
Государственный заказчик | Министерство образования Чувашской Республики |
Основные разработчики Программы | Министерство образования Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | создание условий для реализации мер, направленных на укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций; |
Сроки реализации Программы | 2001 - 2005 годы |
Основные программные мероприятия | определение общей потребности в специалистах для отраслей экономики республики и формирование заявок на подготовку кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, модернизация, перепрофилирование профессиональных учебных заведений, переобучение работников (преподавателей, мастеров производственного обучения и др.) под будущее развитие производства по заявкам предприятий, учреждений; |
Исполнители и соисполнители | Министерство образования Чувашской Республики |
Объемы и источники финансирования | финансовые затраты на реализацию Программы составят в 2001 - 2003 годах 141,4 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 16,2 млн. рублей и средства Международного банка реконструкции и развития (в рамках проекта реструктуризации системы образования Чувашской Республики) - 125,2 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы | реорганизация сложившейся системы профессионального образования; |
Контроль за исполнением Программы | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство образования Чувашской Республики с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики 1 февраля до 2006 года |
Программа "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года подготовлена Министерством образования Чувашской Республики с участием других заинтересованных органов исполнительной власти и организаций Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 1999 г. N 277 "О плане работы Кабинета Министров Чувашской Республики на 2000 год".
Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию концепции государственной образовательной политики "Человек и образование в современном мире", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1998 г. N 267, повышение качества образовательного процесса, подготовку персонала, способного использовать эффективные методы организации труда и управления производством, исходя из потребностей республики (конкретных предприятий, учреждений, предпринимателей).
Кадровый потенциал предприятий и организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической политики. Качественные и количественные характеристики рабочих и специалистов в основном определяют возможности программ развития отраслей экономики, повышения качества продукции и роста производительности труда.
За последние годы отмечается существенное снижение профессионально - квалификационного уровня рабочих, особенно в сфере материального производства, падение трудовой и производственной дисциплины, отсутствие желания интенсивно работать. Не соответствует современным требованиям рыночной экономики квалификация многих специалистов и управленческого персонала предприятий и учреждений. Им недостает профессионализма, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в условиях конкуренции.
Создание системы подготовки производственного персонала является одним из путей кардинального разрешения социальных проблем республики.
В подготовке производственного персонала, формировании конкурентоспособной личности высока роль учреждений профессионального образования всех уровней.
В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 20 учреждений высшего, 31 - среднего и 32 - начального профессионального образования, имеющих соответствующую нормативно - правовую базу на ведение образовательной деятельности. В них всеми видами и формами профессионального образования охвачено более 92 тыс. человек. В последние годы в системе образования стали развиваться принципы академической и экономической автономии учебных заведений, свободы выбора преподавателями, учащимися и студентами методов и форм обучения. Значительно изменилась профильная структура подготовки кадров. В определенной степени система профессионального образования начала адаптироваться к принципиально новым условиям развития гражданского общества и рыночной экономики.
Начиная с 2004 года в республике будет значительно снижаться (с 25259 до 15932 в 2011 году) количество выпускников общеобразовательных школ (потенциальных студентов). В связи с этим необходимо провести ряд мероприятий по совершенствованию, оптимизации и интеграции учреждений профессионального образования.
Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что за последнее десятилетие нарушились традиционные связи учебных заведений с работодателями, ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы. Следствием этого стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республике, определила рост интереса молодежи к получению высшего профессионального образования гуманитарно-экономического профиля. Вновь открывшиеся учреждения высшего профессионального образования в основном специализируются по специальностям общегуманитарного направления, не требующим больших затрат на материально-техническое оснащение учебного процесса. Развитие средних профессиональных учебных заведений характеризуется также значительным увеличением доли подготовки кадров по экономическим и правовым дисциплинам. Прием студентов на учебу по данным направлениям с 1980 года по 2000 год возрос с 11 до 33 процентов за счет сокращения приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Такая же тенденция прослеживается и в учреждениях начального профессионального образования, где количество учащихся, принятых на учебу по профессиям непроизводственной сферы, в 2000 году составило 43,2 процента от их общего числа.
В Чувашской Республике за 5 прошедших лет вдвое увеличилось количество студентов высших учебных заведений. Несмотря на ежегодный рост бюджетных мест, в вузах республики основной прирост общего контингента студентов достигнут за счет приема на обучение на договорной (платной) основе. Так, в 2000 году 52 процента студентов обучалось с полной оплатой стоимости образовательных услуг.
Из-за отсутствия средств на укрепление и развитие материально-технической базы в учреждениях профессионального образования основные фонды не обновляются. По состоянию на 1 января 2000 г. в учреждениях начального профессионального образования 85 процентов учебной автотракторной техники, станочного и другого оборудования эксплуатируется свыше положенного срока. В образовательном процессе большинства учреждений профессионального образования недостаточно широко применяются средства современной компьютерной технологии.
В сфере профессионального образования республики работает около 5,2 тыс. профессорско-преподавательских и инженерно-педагогических работников, которые являются специалистами определенной отрасли науки, но не имеют педагогической подготовки. За последние 6 лет число докторов наук, работающих в вузах республики, увеличилось на 86 процентов (со 102 в 1994 году до 190 в 2000 году). Тем не менее, при увеличении контингента студентов высших учебных заведений более чем в два раза, по сравнению с 1994 годом, численность профессорско-преподавательского состава увеличилась на 39 процентов (с 1531 до 2132), а число докторов и кандидатов наук - на 19 процентов.
В учебный процесс недостаточно внедряются новые педагогические технологии и прогрессивные формы обучения. Нуждаются в коренном обновлении системы управления, переподготовки и повышения квалификации педагогов учреждений профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования за последние 5 лет из 1523 руководящих и инженерно-педагогических работников курсы повышения квалификации прошли только 447 работников, или 29,3 процента. В этой сфере образования отсутствует целостная система методической службы.
Актуальной остается формирование целостной системы отслеживания результатов деятельности учреждений профессионального образования (аттестация и аккредитация).
С учетом прогнозируемой ситуации на рынке труда основной целью государственной политики подготовки рабочих кадров и специалистов в предстоящий период является создание условий для реализации мер, направленных на укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций, формирование системы профессиональной подготовки кадров в условиях рынка.
С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач:
совершенствование нормативно - правовой базы в сфере подготовки кадров в условиях рыночной экономики;
усиление координации деятельности министерств, организаций, органов местного самоуправления, объединений работодателей Чувашской Республики по формированию системы подготовки кадров;
модернизация и перепрофилирование профессиональных учебных заведений;
реализация мероприятий по совершенствованию качества образовательного процесса;
развитие кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда путем обновления системы профессионального обучения, совершенствование переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
улучшение информационного обеспечения политики подготовки кадров.
Предусматривается, что Программа будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2001 - 2003 годы) реализации Программы должен обеспечить:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере подготовки кадров в условиях рыночной экономики;
модернизацию и перепрофилирование профессиональных учебных заведений;
создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:
отработку механизма реализации системы подготовки рабочих и специалистов в условиях рыночной экономики на долгосрочную перспективу;
конкурсный отбор проектов совершенствования качества образовательного процесса и развития кадрового потенциала учреждений профессионального образования по результатам мониторинга их эффективности.
На первом этапе будут реализовываться программные мероприятия с учетом развития приоритетных отраслей экономики.
Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем подготовки рабочих кадров специалистов и представлена следующими направлениями:
организационное и материально-техническое обеспечение, включающее разработку реальных потребностей в соответствующих кадрах, создание отраслевых учебно-научно-производственных комплексов путем интеграции учреждений профессионального образования разных уровней, оптимизацию сети учреждений начального профессионального образования, корректировку перечня профессий и специальностей, материально-техническое обеспечение учреждений профессионального образования, разработку интегрированных учебных планов и программ непрерывного профессионального образования, создание модели методической службы, соответствующей современным требованиям;
кадровое обеспечение учреждений профессионального образования, предусматривающее создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации и обновления управленческих кадров, осуществление необходимых условий для организации стажировки педагогических работников на предприятиях и в организациях;
повышение качества и эффективности образовательного процесса путем внедрения новых педагогических технологий, проведения эксперимента для комплектования учреждений высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, разработки и реализации мер по созданию системы управления качеством образования, развития дистанционного образования.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики. Для реализации Программы предполагается привлечение средств Международного банка реконструкции и развития в соответствии с проектом поддержки структурной перестройки общего и начального профессионального образования в Чувашской Республике.
В 2001 - 2003 годах на реализацию Программ предполагается направить 141,4 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 16,2 млн. рублей, средства Международного банка реконструкции и развития - 125,2 млн. рублей. Финансирование соисполнителей программных мероприятий будет осуществляться в пределах источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование соответствующих республиканских органов исполнительной власти, а также объединений работодателей.
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнаций и выполнение намеченных мероприятий, вносит по мере необходимости предложения по уточнению мероприятий и объемов финансирования Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
На основании информации отраслевых министерств и организаций о квалифицированных кадрах Министерство экономики Чувашской Республики составляет сводную потребность в подготовке специалистов на среднесрочную перспективу, в соответствии с которой Министерство образования Чувашской Республики осуществляет согласование контрольных цифр подготовки кадров за счет бюджетных средств с учебными заведениями республики.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики, контролирующий ход выполнения мероприятий.
Министерство образования Чувашской Республики ежегодно в установленном порядке представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
В результате реализации данной Программы повысится качество образовательного процесса в учреждениях профессионального образования и конкурентоспособность выпускников на рынке труда; произойдет оптимизация сети учебных заведений начального профессионального образования с одновременным обновлением материально-технической базы и созданием ресурсных центров; предполагается развитие сети многоуровневых образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего профессионального образования и технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения. Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных и высших учебных заведений. Увеличится эффективность использования бюджетных средств по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики Чувашской Республики.