Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2000 года N 275

О программе "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года

Срок действия постановления истек

Признано утратившим силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. N 263.

В целях создания эффективного функционирования системы профессионального образования в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Министерство образования Чувашской Республики.

3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики на развитие образования и науки.

4. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, администрациям районов и городов, а также другим организациям обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.2000 N 275

ПРОГРАММА "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года


Наименование Программы

Программа "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года

Основание для разработки Программы

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от http://server-npa:8080/content/ngr/RU21DMJ199800230.doc "О концепции государственной образовательной политики "Человек и образование в современном мире"

Государственный заказчик

Министерство образования Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство образования Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

создание условий для реализации мер, направленных на укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций;
формирование системы профессиональной подготовки кадров в условиях рынка;
модернизация республиканской системы профессионального образования в соответствии с целями и задачами структурной перестройки экономики Чувашской Республики;
реализация программ инновационных преобразований

Сроки реализации Программы

2001 - 2005 годы
 1 этап - 2001 - 2003 годы
 2 этап - 2004 - 2005 годы

Основные программные мероприятия

определение общей потребности в специалистах для отраслей экономики республики и формирование заявок на подготовку кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, модернизация, перепрофилирование профессиональных учебных заведений, переобучение работников (преподавателей, мастеров производственного обучения и др.) под будущее развитие производства по заявкам предприятий, учреждений;
содействие профессорско-преподавательскому, инженерно-педагогическому персоналу учреждений образования в повышении квалификации знаний, умений, навыков, необходимых для подготовки конкурентоспособных на рынке труда рабочих и специалистов, способных обеспечивать рост производительности труда и выпуск качественной продукции;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы, научно-информационное и организационное обеспечение;
разработка системы организации производственной практики учащихся, студентов и адаптации выпускников системы профессионального образования на предприятиях и учреждениях;
разработка и реализация мер по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования

Исполнители и соисполнители

Министерство образования Чувашской Республики
 Министерство экономики Чувашской Республики
 Министерство финансов Чувашской Республики
 Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики
 Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики
 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики
 Министерство здравоохранения Чувашской Республики
 Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики
 Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики
 Министерство внутренних дел Чувашской Республики
 Министерство социальной политики Чувашской Республики
 Государственный комитет Чувашской Республики по
 делам молодежи
 Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике
 Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики
 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
 Чувашская государственная сельскохозяйственная академия
 Чувашский республиканский институт образования
 администрации районов и городов

Объемы и источники финансирования

финансовые затраты на реализацию Программы составят в 2001 - 2003 годах 141,4 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 16,2 млн. рублей и средства Международного банка реконструкции и развития (в рамках проекта реструктуризации системы образования Чувашской Республики) - 125,2 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

реорганизация сложившейся системы профессионального образования;
создание системы профессионального образования, обеспечивающей воспроизводство трудового потенциала в соответствии с запросами рынка труда, научно - технического прогресса, имеющей строгую направленность на решение практических задач отраслей экономики, предприятий и организаций

Контроль за исполнением Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство образования Чувашской Республики с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики 1 февраля до 2006 года

ПРОГРАММА "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года

Введение


Программа "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001 - 2003 годы и на период до 2005 года подготовлена Министерством образования Чувашской Республики с участием других заинтересованных органов исполнительной власти и организаций Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 1999 г. N 277 "О плане работы Кабинета Министров Чувашской Республики на 2000 год".

Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию концепции государственной образовательной политики "Человек и образование в современном мире", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1998 г. N 267, повышение качества образовательного процесса, подготовку персонала, способного использовать эффективные методы организации труда и управления производством, исходя из потребностей республики (конкретных предприятий, учреждений, предпринимателей).

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Кадровый потенциал предприятий и организаций является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической политики. Качественные и количественные характеристики рабочих и специалистов в основном определяют возможности программ развития отраслей экономики, повышения качества продукции и роста производительности труда.

За последние годы отмечается существенное снижение профессионально - квалификационного уровня рабочих, особенно в сфере материального производства, падение трудовой и производственной дисциплины, отсутствие желания интенсивно работать. Не соответствует современным требованиям рыночной экономики квалификация многих специалистов и управленческого персонала предприятий и учреждений. Им недостает профессионализма, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в условиях конкуренции.

Создание системы подготовки производственного персонала является одним из путей кардинального разрешения социальных проблем республики.

В подготовке производственного персонала, формировании конкурентоспособной личности высока роль учреждений профессионального образования всех уровней.

В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 20 учреждений высшего, 31 - среднего и 32 - начального профессионального образования, имеющих соответствующую нормативно - правовую базу на ведение образовательной деятельности. В них всеми видами и формами профессионального образования охвачено более 92 тыс. человек. В последние годы в системе образования стали развиваться принципы академической и экономической автономии учебных заведений, свободы выбора преподавателями, учащимися и студентами методов и форм обучения. Значительно изменилась профильная структура подготовки кадров. В определенной степени система профессионального образования начала адаптироваться к принципиально новым условиям развития гражданского общества и рыночной экономики.

Начиная с 2004 года в республике будет значительно снижаться (с 25259 до 15932 в 2011 году) количество выпускников общеобразовательных школ (потенциальных студентов). В связи с этим необходимо провести ряд мероприятий по совершенствованию, оптимизации и интеграции учреждений профессионального образования.

Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что за последнее десятилетие нарушились традиционные связи учебных заведений с работодателями, ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы. Следствием этого стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республике, определила рост интереса молодежи к получению высшего профессионального образования гуманитарно-экономического профиля. Вновь открывшиеся учреждения высшего профессионального образования в основном специализируются по специальностям общегуманитарного направления, не требующим больших затрат на материально-техническое оснащение учебного процесса. Развитие средних профессиональных учебных заведений характеризуется также значительным увеличением доли подготовки кадров по экономическим и правовым дисциплинам. Прием студентов на учебу по данным направлениям с 1980 года по 2000 год возрос с 11 до 33 процентов за счет сокращения приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Такая же тенденция прослеживается и в учреждениях начального профессионального образования, где количество учащихся, принятых на учебу по профессиям непроизводственной сферы, в 2000 году составило 43,2 процента от их общего числа.

В Чувашской Республике за 5 прошедших лет вдвое увеличилось количество студентов высших учебных заведений. Несмотря на ежегодный рост бюджетных мест, в вузах республики основной прирост общего контингента студентов достигнут за счет приема на обучение на договорной (платной) основе. Так, в 2000 году 52 процента студентов обучалось с полной оплатой стоимости образовательных услуг.

Из-за отсутствия средств на укрепление и развитие материально-технической базы в учреждениях профессионального образования основные фонды не обновляются. По состоянию на 1 января 2000 г. в учреждениях начального профессионального образования 85 процентов учебной автотракторной техники, станочного и другого оборудования эксплуатируется свыше положенного срока. В образовательном процессе большинства учреждений профессионального образования недостаточно широко применяются средства современной компьютерной технологии.

В сфере профессионального образования республики работает около 5,2 тыс. профессорско-преподавательских и инженерно-педагогических работников, которые являются специалистами определенной отрасли науки, но не имеют педагогической подготовки. За последние 6 лет число докторов наук, работающих в вузах республики, увеличилось на 86 процентов (со 102 в 1994 году до 190 в 2000 году). Тем не менее, при увеличении контингента студентов высших учебных заведений более чем в два раза, по сравнению с 1994 годом, численность профессорско-преподавательского состава увеличилась на 39 процентов (с 1531 до 2132), а число докторов и кандидатов наук - на 19 процентов.

В учебный процесс недостаточно внедряются новые педагогические технологии и прогрессивные формы обучения. Нуждаются в коренном обновлении системы управления, переподготовки и повышения квалификации педагогов учреждений профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования за последние 5 лет из 1523 руководящих и инженерно-педагогических работников курсы повышения квалификации прошли только 447 работников, или 29,3 процента. В этой сфере образования отсутствует целостная система методической службы.

Актуальной остается формирование целостной системы отслеживания результатов деятельности учреждений профессионального образования (аттестация и аккредитация).

II. Основные цели и задачи Программы


С учетом прогнозируемой ситуации на рынке труда основной целью государственной политики подготовки рабочих кадров и специалистов в предстоящий период является создание условий для реализации мер, направленных на укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций, формирование системы профессиональной подготовки кадров в условиях рынка.

С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач:

совершенствование нормативно - правовой базы в сфере подготовки кадров в условиях рыночной экономики;

усиление координации деятельности министерств, организаций, органов местного самоуправления, объединений работодателей Чувашской Республики по формированию системы подготовки кадров;

модернизация и перепрофилирование профессиональных учебных заведений;

реализация мероприятий по совершенствованию качества образовательного процесса;

развитие кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда путем обновления системы профессионального обучения, совершенствование переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;

улучшение информационного обеспечения политики подготовки кадров.

Предусматривается, что Программа будет реализовываться в два этапа.

Первый этап (2001 - 2003 годы) реализации Программы должен обеспечить:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере подготовки кадров в условиях рыночной экономики;

модернизацию и перепрофилирование профессиональных учебных заведений;

создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:

отработку механизма реализации системы подготовки рабочих и специалистов в условиях рыночной экономики на долгосрочную перспективу;

конкурсный отбор проектов совершенствования качества образовательного процесса и развития кадрового потенциала учреждений профессионального образования по результатам мониторинга их эффективности.

На первом этапе будут реализовываться программные мероприятия с учетом развития приоритетных отраслей экономики.

III. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем подготовки рабочих кадров специалистов и представлена следующими направлениями:

организационное и материально-техническое обеспечение, включающее разработку реальных потребностей в соответствующих кадрах, создание отраслевых учебно-научно-производственных комплексов путем интеграции учреждений профессионального образования разных уровней, оптимизацию сети учреждений начального профессионального образования, корректировку перечня профессий и специальностей, материально-техническое обеспечение учреждений профессионального образования, разработку интегрированных учебных планов и программ непрерывного профессионального образования, создание модели методической службы, соответствующей современным требованиям;

кадровое обеспечение учреждений профессионального образования, предусматривающее создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации и обновления управленческих кадров, осуществление необходимых условий для организации стажировки педагогических работников на предприятиях и в организациях;

повышение качества и эффективности образовательного процесса путем внедрения новых педагогических технологий, проведения эксперимента для комплектования учреждений высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, разработки и реализации мер по созданию системы управления качеством образования, развития дистанционного образования.

IV. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики. Для реализации Программы предполагается привлечение средств Международного банка реконструкции и развития в соответствии с проектом поддержки структурной перестройки общего и начального профессионального образования в Чувашской Республике.

В 2001 - 2003 годах на реализацию Программ предполагается направить 141,4 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 16,2 млн. рублей, средства Международного банка реконструкции и развития - 125,2 млн. рублей. Финансирование соисполнителей программных мероприятий будет осуществляться в пределах источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование соответствующих республиканских органов исполнительной власти, а также объединений работодателей.

V. Механизм реализации Программы и контроль


Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнаций и выполнение намеченных мероприятий, вносит по мере необходимости предложения по уточнению мероприятий и объемов финансирования Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.

На основании информации отраслевых министерств и организаций о квалифицированных кадрах Министерство экономики Чувашской Республики составляет сводную потребность в подготовке специалистов на среднесрочную перспективу, в соответствии с которой Министерство образования Чувашской Республики осуществляет согласование контрольных цифр подготовки кадров за счет бюджетных средств с учебными заведениями республики.

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики, контролирующий ход выполнения мероприятий.

Министерство образования Чувашской Республики ежегодно в установленном порядке представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.

VI. Ожидаемые результаты


В результате реализации данной Программы повысится качество образовательного процесса в учреждениях профессионального образования и конкурентоспособность выпускников на рынке труда; произойдет оптимизация сети учебных заведений начального профессионального образования с одновременным обновлением материально-технической базы и созданием ресурсных центров; предполагается развитие сети многоуровневых образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего профессионального образования и технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения. Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных и высших учебных заведений. Увеличится эффективность использования бюджетных средств по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики Чувашской Республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»