Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2000 года N 272

О республиканской целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы"

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.08.2001 г. N 189
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 апреля 2002 г. N 83
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2002 г. N 224}

С целью сохранения и развития производственного потенциала и для обеспечения роста агропромышленного производства Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики.

3. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, администрациям районов принять исчерпывающие меры по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, а также содержащихся в Концепции развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы, одобренной на совместном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики и действующего при нем Научно - технического совета.

4. Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству экономики Чувашской Республики при разработке проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий, предусмотренных Программой.

Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству развития предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики:

содействовать формированию вертикальных и горизонтальных интегрированных и кооперированных структур, обеспечив эффективное взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими, обслуживающими и торговыми организациями;

вести целенаправленную работу по упорядочению взаимоотношений личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными организациями, обеспечивая их сотрудничество по использованию техники, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, на основе мониторинга возможностей производства товарной продукции личными подсобными хозяйствами населения.

6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики совместно с Министерством экономики Чувашской Республики обеспечить участие в соответствующих целевых программах и непрограммных мероприятиях, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, и своевременное представление и защиту бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета.

7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству промышленности энергетики и транспорта Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики оптимизировать число машинно-технологических станций, укомплектовав их сельскохозяйственной техникой и оборудованием для своевременного проведения комплекса работ, используя возможности республиканских машиностроительных предприятий.

8. Министерству строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики:

обеспечить выполнение мероприятий по развитию сельских территорий, включая строительства жилья, дорог и газификацию;

провести работу по поддержке наиболее эффективных и ресурсосберегающих технологий и программ, обеспечивающих технический прогресс в агропромышленном комплексе.

9. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики совместно с администрациями районов:

провести инвентаризацию неплатежеспособных организаций агропромышленного комплекса и принять решение об их дальнейшем функционировании, применяя дифференцированный подход для реализации механизма санации и отбора организаций, способных в короткие сроки обеспечить рост производства и загрузку производственных мощностей при оказании государственной помощи;

оказать содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в расширении взаимовыгодных связей по сбыту продукции и насыщению республиканского потребительского рынка продукцией собственного производства;

завершить передачу объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность.

10. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики с ежегодным представлением информации в Кабинет Министров Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э.Аблякимов

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.200 N 272

Наименование Программы

республиканская целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

протокол заседания Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2000 г. N 12

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

стратегические цели Программы: остановка спада производства и создание условия для его роста в размерах, необходимых для удовлетворения потребности населения республики в основных продуктах питания за счет местного производства по доступным ценам;

 преодоление убыточности сельскохозяйственных предприятий, улучшение финансово-экономического положения предприятий агропромышленного комплекса на уровне, достаточном для простого, а затем и расширенного воспроизводства;

 обеспечение роста жизненного уровня работников агропромышленного комплекса. Достижение указанных показателей будет обеспечено решением следующих задач: сохранение и расширение ресурсного потенциала в сельском хозяйстве (плодородие земель, машинно-тракторный парк, семеноводство, племенное дело и т.д.);

 обеспечение согласованности в деятельности сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих, обслуживающих и снабженческих предприятий

Сроки реализации Программы

2001 - 2003 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

комплекс организационных, экономических, производственно-технологических, научно- технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих выход из кризиса и развитие на качественно новом уровне агропромышленного комплекса республики, осуществляется в рамках отраслевых подпрограмм и направлений.
 Мероприятия по достижению целей сгруппированы в следующих разделах Программы:

земледелие и растениево дство;

 стабилизация и развитие животноводческих отраслей;

 техническое оснащение и перевооружение агропромышленного комплекса;

 пищевая и перерабатывающая промышленность;

 инвестиционная политика;

 финансово-кредитная политика;

 институциональная политика

Исполнители Программы, подпрограмм и основных мероприятий

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, управления сельского хозяйства и продовольствия администраций районов, предприятия агропромышленного комплекса Чувашской Республики

Ожидаемые конечные результаты Программы

ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
 преодоление спада производства и создание условий для последующего роста с целью удовлетворения потребности населения в основных, традиционных для региона продуктах питания за счет местного производства и уменьшения продовольственной и ресурсной зависимости от других регионов;

 преодоление убыточности и неплатежеспособности, улучшение финансово-экономического положения предприятий агропромышленного комплекса;

 улучшение жизненного уровня работников агропромышленного комплекса;

 повышение роли республики на федеральном рынке картофеля, овощей, хмеля, конопли, молока и мяса.
 Производство основных видов продукции во всех категориях хозяйств к 2003 году должно быть не менее:

зерна

680 тыс. тонн;

картофеля

764 тыс. тонн;

овощей

172 тыс. тонн;

хмеля

1,1 тыс. тонн;

мяса скота и плода

106 тыс. тонн;

молока

490 тыс. тонн;

яиц

270 млн. штук

Объемы и источники финансирования

объем бюджетных затрат на финансирование развития агропромышленного комплекса за годы реализации Программы составит 2769,59 млн. рублей, в том числе:

федеральный бюджет

- 1019,53 млн. рублей;

республиканский бюджет Чувашской Республики

- 1627,02 млн. рублей

местный бюджет

- 123,04 млн. рублей;

кроме того,

внебюджетные источники

- 3028,92 млн. рублей

всего на реализацию Программы

- 5798,51 млн. рублей

Система контроля исполнения Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики ежегодно к 1 апреля представляет Кабинету Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы

Современное состояние агропромышленного комплекса и необходимость его развития программными методами


Агропромышленный комплекс Чувашской Республики - многоотраслевая система, в состав которой входят 879 предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в том числе 484 сельскохозяйственных предприятия, 36 предприятий по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, 35 предприятий пищевой промышленности, 14 предприятий хлебопродуктов, 190 предприятий производственной инфраструктуры.

Из общей численности населения республики (1358,6 тыс. человек) в сельской местности проживают 530,2 тыс. человек (39,0%).

В результате проводимой аграрной реформы в агропромышленном комплексе произошли значительные социально-экономические преобразования. Практически полностью завершены реорганизация колхозов и совхозов, приватизация предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. Паевой раздел земли и имущества в сельскохозяйственных организациях превратил их в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты, за которыми закреплено право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства, устанавливать цены на производимую продукцию.

Открыты возможности для развития различных форм сельскохозяйственного производства, но основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия. Создано 1286 крестьянских хозяйств, хотя их доля в объемах производства незначительна. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности, компенсировало спад производства продукции животноводства, картофеля, овощей в общественном секторе.

В структуре агропромышленного комплекса республики по объемам произведенной продукции в текущих ценах сельское хозяйство занимает ведущее место. Возможности отрасли по производству и реализации сельскохозяйственной продукции определяются количественным и качественным составом земельных, материальных и трудовых ресурсов. Кризисные направления последних лет в экономике республики привели к снижению ресурсного обеспечения отрасли и, как следствие, к спаду производства сельскохозяйственной продукции.

При этом снижение объемов производства по основным видам сельскохозяйственной продукции сопровождалось не только количественными изменениями (сокращение посевных площадей, поголовья скота и птицы), но и качественными (снижены валовые сборы зерна, хмеля, сократились надои молока и привесы скота). Посевные площади сельскохозяйственных культур уменьшились во всех категориях хозяйств - с 768,8 тыс. га в 1994 году до 725,7 тыс. га в 1999 году. Доля сельскохозяйственных предприятий в производстве картофеля, овощей сокращается, при этом оставаясь наибольшей по зерну - 92,8 процента в 1999 году, доля в производстве картофеля снизилась с 55,2 до 27,6 процента, овощей - с 82,5 до 42,3 процента соответственно в 1990 и 1999 годах.

Произошло значительное сокращение поголовья животных, включая маточное стадо. Поголовье крупного рогатого скота с 1994 по 1999 год в общественном секторе снизилось с 298,3 тыс. до 199,0 тыс. голов, т.е. на 33 процента, поголовье свиней - на 35 процентов.

Уменьшение поголовья сопровождалось снижением продуктивности сельскохозяйственных животных. Удой молока на 1 корову, имевшуюся на начало года в сельскохозяйственных предприятиях, упал с 3084 кг в 1990 году до 2546 кг в 1999 году.

В инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса продолжается спад технического потенциала: удельные нагрузки на машинно-тракторный парк возросли в отдельных районах в 1,5 - 2 раза по сравнению с 1991 годом, парк основных машин сократился на 30 - 35 процентов и составляет 65 - 70 процентов от потребности по нормативам.

Разрушена материально-техническая основа роста сельскохозяйственного производства. Как следствие несоблюдения агротехнических сроков и технологии возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, невыполнения мелиоративных работ, культуртехнических работ происходит снижение плодородия, падение урожайности, увеличиваются потери урожая.

Объем поставки техники, в том числе по лизингу, не обеспечивает достаточного обновления машинно-тракторного парка. Из-за финансовых трудностей обновление происходит крайне низкими темпами и составляет 0,8 - 1,5 процента при норме 10 - 12 процентов.

К числу объективных причин, приведших к падению объемов производства продукции сельского хозяйства, следует отнести потери сельского хозяйства, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами и дезинтеграцией производства, обусловленными переходом к рыночным отношениям.

С целью смягчения негативных последствий переходного периода на развитие сельскохозяйственного производства ежегодно из республиканского бюджета Чувашской Республики выделялись ассигнования. В рамках выделяемых средств были предприняты меры, направленные на стабилизацию ситуации на региональном рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Государственная поддержка осуществлялась по следующим направлениям: выделялись бюджетные ассигнования на сохранение плодородия почв, дотировалось производство животноводческой продукции, создан республиканский лизинговый фонд, образован республиканский фонд льготного кредитования птицеводческих предприятий, свиноводческих комплексов и сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, производилась частичная компенсация процентов за пользование коммерческими кредитами.

Принятые меры способствовали снижению темпов падения сельскохозяйственного производства, а в 1999 году значительно увеличилось количество прибыльных хозяйств.

Снижены отрицательные тенденции спада производства основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Принимались меры по техническому перевооружению, модернизации производства, расширению ассортимента, организации выпуска конкурентоспособной продукции на ряде предприятий. В результате произошло увеличение объема выпуска кондитерских изделий, безалкогольных напитков, пива.

Из-за недостатка сырья на крупных перерабатывающих предприятиях республики снижено производство мяса, колбасных изделий, из-за снижения платежеспособного спроса населения упало производство масла животного и сыров жирных при увеличении объемов производства цельномолочной продукции.

Результаты хозяйственной деятельности существенным образом сказываются на платежеспособности сельскохозяйственных предприятий. Несмотря на улучшение финансово-экономической ситуации в 1999 году, продолжает расти кредиторская задолженность, остается невысокой дисциплина исполнения договорных обязательств, в том числе и по поставкам продукции в региональный продовольственный фонд.

Таким образом, без повышения эффективности сельскохозяйственного производства применение компенсационных выплат по отдельным видам сельскохозяйственных предприятий даже в сочетании с проведением политики льготного кредитования не обеспечивает гарантированной стабилизации объемов производства сельскохозяйственной продукции и финансовое оздоровление хозяйств.

Наряду с негативными тенденциями, находящими свое проявление в современном сельскохозяйственном производстве, происходят процессы, усугубляющие кризисное состояние агропромышленного комплекса, определяющие его долговременный характер, например:

свертывание инвестиционной деятельности, разрушение материально-производственной базы и снижение научно-технического уровня сельского хозяйства;

обесценивание сельскохозяйственного труда, падение жизненного уровня сельского населения и снижение качественного состава руководителей и специалистов сельского хозяйства.

При сохранении сложившихся тенденций произойдут необратимые процессы, что может привести к потере продовольственной и экономической независимости.

Вместе с тем вышеназванные процессы протекают в условиях, когда республика обладает достаточным агроприродным потенциалом, способным обеспечить не только удовлетворение собственных потребностей по основным видам, но и осуществлять вывоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции за пределы республики.

Перечисленный ряд проблем предопределяет создание эффективного механизма управления агропромышленным комплексом в интересах стратегического развития республики. Инструментом реализации среднесрочных ориентиров отрасли будет данная Программа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»