Преимущественная концентрация вновь создаваемых производств происходит там, где имеются развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов. Инвестиционные проекты, которые предлагается реализовать в чистом поле, без коммуникаций, не пользуются должным вниманием как зарубежных, так и отечественных инвесторов.
Административные барьеры давно не только стали непреодолимым препятствием для многих предпринимателей, но и ограничивают возможность развития действующих производств. В условиях становления посткризисной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной. Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие экономики. Отсутствие свободной купли-продажи земли негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя, расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлению для целей строительства подлежат сформированные земельные участки, то есть земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, с установленным видом разрешенного использования и при наличии информации о технических условиях подключения объектов к инженерным сетям. Действующим законодательством предусмотрено, что полномочия по формированию земельных участков (проведение работ по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, организация работ по проведению аукционов и т.д.) осуществляются органами местного самоуправления. На практике же указанные виды работ проводятся самими застройщиками, что приводит к удорожанию проектов и высоким затратам инвесторов.
Для улучшения инвестиционного климата как муниципальных образований, так и республики в целом, и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо не только формировать земельные участки под инвестиционные площадки - территории опережающего развития, но и обеспечивать высвобождение неэффективно используемых территорий и модернизацию их инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры для функционирования различных производств.
Формирование территорий опережающего развития - зон динамичного экономического роста на территории республики тесно взаимосвязано с проведением целенаправленной инвестиционной политики и активным привлечением инвестиционного капитала в секторы экономики, которые создают мультипликативный эффект и формируют "точки экономического роста" стратегического характера.
Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства. Инвесторы при выборе места вложения своих денег больше полагаются на мнения экспертов, рейтинговых агентств, аналитических служб. Имидж территории является таким же важным, как инфраструктура и природные ресурсы.
В 2010 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило инвестиционную привлекательность Чувашской Республики как 3В1 (средний класс). За 2009-2010 годы по сравнению с предыдущими годами республика сохранила позиции по законодательному риску (58 место при 58 за 2008–2009 годы), поднялась на более высокую ступень по инновационному (37 и 38), туристическому потенциалу (41 и 49).
Среди регионов России Чувашская Республика входит в число субъектов с умеренным риском. По рейтингу инвестиционного потенциала республика находится на 54 месте, опережая такие регионы, как Астраханская, Кировская, Тамбовская, Амурская области и Республику Бурятия, что обусловливает необходимость проведения маркетинговых исследований для выявления слабых мест и последующего повышения инвестиционного потенциала республики.
Кроме того, в настоящее время Чувашская Республика имеет долгосрочный кредитный рейтинг рейтингового агентства Moody's Investors Service по национальной шкале Аа2.ru (высокая кредитоспособность по отношению к другим российским эмитентам) и по международной (глобальной) шкале на уровне Ва2 (стабильный кредитный рейтинг). Лишь незначительное количество российских регионов получило рейтинги международного агентства. Наличие этого рейтинга у Чувашской Республики - немаловажный фактор, определяющий положительный имидж региона в международном инвестиционном сообществе.
Характерной особенностью последних лет является рост влияния на экономику республики внешних факторов не только через расширение международной торговли, но и за счет активизации международных финансовых взаимоотношений. Привлечение иностранных инвестиций в развитие республики является одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики.
В 2010 году в организации республики от иностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 86989,0 тыс. долларов США, что на 88,1 процента больше, чем в 2009 году. Динамика привлечения инвестиций в экономику республики приведена в табл. 1.