Недействующий

О республиканской целевой программе развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001 - 2003 годы"

I. ВВЕДЕНИЕ


Республиканская целевая программа развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001 - 2003 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации указаний, содержащихся в Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова "Уверенно - в XXI век" Государственному Совету Чувашской Республики, в 2000 году, по совершенствованию реализации кадровой политики в органах управления Чувашской Республики.

В Чувашской Республике, как и в целом по Российской Федерации, идет сложный процесс реформирования общества, изменения его организационных и управленческих структур. Результаты исследований показывают, что сложилось острое противоречие между требованиями к государственному служащему и уровнем мышления большинства из тех, которые сегодня реально осуществляют экономические и социальные реформы.

Современная теория управления и мировой опыт свидетельствуют: в кризисные ситуации периодически попадают все страны, но выход из нее осуществляется, в первую очередь, на основе коренных изменений в системе управления, преобразования ее с помощью научных технологий, включения в процесс управления стратегического мышления кадров.

Поэтому приоритетной задачей государственной кадровой политики являются реформирование и модернизация управленческой структуры, предполагающие преодоление инерции, консерватизма, установившихся стереотипов мышления, раскрепощение творческой интуиции служащих, формирование такой системы, при которой государственные служащие несут полную ответственность за принимаемые решения, отдают себе отчет в том, что власть это труд, оплачиваемый налогоплательщиками.

На сегодняшний день в системе органов исполнительной власти Чувашской Республики (далее - органы исполнительной власти) насчитывается 640 государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности. Аттестация государственных служащих, проведенная в 1998 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 7 апреля 1998 г. N 39 "Об аттестации государственных служащих республиканских органов государственной власти", позволила оценить знания, опыт, уровень образования государственных служащих и качественный состав кадров государственной службы Чувашской Республики. 92 процента служащих, прошедших аттестацию, признаны соответствующими замещаемым должностям, 17 человек не аттестованы, из них 4 человека - переведены на другие должности, 5 начали обучение по программам профессиональной переподготовки.

Всем государственным служащим, успешно прошедшим аттестацию, присвоены квалификационные разряды.

Особо следует остановиться на управленческой ситуации в органах исполнительной власти. Администрацией Президента Чувашской Республики в указанных органах проведено социологическое исследование по изучению управленческой ситуации, которым было охвачено всего 168 человек: руководители органов исполнительной власти, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители.

В целом большинству опрошенных их профессиональная деятельность удовлетворяет (абсолютно согласны с этим утверждением 64,0% руководителей и согласны в основном, т.е. с некоторыми оговорками, 32,8%). Чуть более половины (53,6%) признали, что работа позволяет им самореализоваться. Лишь менее половины опрошенных (48,0%) уверены в том, что удовлетворены сделанным по службе за рабочий день.

Исследования также показали, что в организации труда управленческих кадров государственной службы есть ряд проблем. Каждый четвертый руководитель (28%) признает, что работа для него пока еще является делом новым. Почти каждый пятый (18,4%) не освоил в полной мере свои служебные обязанности. 77,6 процента руководителей часто задерживаются на работе, более половины (63,2%) испытывают большие перегрузки. Таким образом, в системе государственной службы Чувашской Республики не все благополучно с распределением должностных обязанностей и нагрузок. Остро стоит и проблема планирования деловой карьеры. При неудовлетворенности перспективами профессионального и служебного роста трудно ожидать повышения мотивации труда или ее поддержания на высоком уровне. Только половина руководителей органов исполнительной власти полностью удовлетворены перспективами должностного роста. Надо отметить, что проблема должностного роста весьма трудна и вряд ли разрешима, если ее рассматривать только как прямое повышение в должности. Такое представление должно заменяться серьезным планированием деловой карьеры, предполагающим, в первую очередь, рост профессионализма, расширение сферы компетентности, а потом уже повышение в должности.

Значительная часть опрошенных считают работу в органах государственного управления престижной (68,8%), только половина опрошенных (51,2%) согласились, что государственная служба престижна для молодежи. Все это может свидетельствовать, во-первых (если говорить о причинах), о низкой материальной удовлетворенности государственных служащих, а во-вторых, о том, что уже сейчас имеется проблема с пополнением рядов государственных служащих молодыми перспективными кадрами.

Уровень эффективности деятельности органов государственного управления зависит во многом и от уровня профессионализма кадров. Более половины опрошенных (58,4%) оценили уровень профессионализма коллег как средний, почти все (93,6%) выразили желание повысить свою собственную профессиональную квалификацию. Для 78,6 процента руководителей потребность в повышении квалификации связана с самоощущением недостаточности имеющихся знаний для выполнения служебных обязанностей.

Реальное положение с профессиональным образованием у руководителей государственной службы разного уровня характеризуется следующими показателями:

32,1 процента руководителей высшего звена (руководители органов исполнительной власти и их заместители) имеют техническое образование, 20,8 процента - педагогическое, 13,2 процента - экономическое, 3,8 процента - юридическое (см. таблицу 1);

Таблица 1.

Категория руководителей

Вид образования (в процентах)

менеджмент

экономическое

юридическое

техническое

педагогическое

Другое

Руководители органов исполнительной власти

-

-

12,5

31,3

25,0

31,4

Заместители руководителей органов исполнительной власти

-

18,9

-

32,4

18,9

29,7

Начальники структурных подразделений органов исполнительной власти

1,2

37,0

3,7

29,6

13,6

14,8

Заместители начальников структурных подразделений органов исполнительной власти

-

41,2

2,9

35,3

-

20,5

Итого

0,6

30,4

3,6

31,5

13,1

20,8

третья часть руководителей высшего звена (руководители органов исполнительной власти и их заместители) прошли профессиональную переподготовку (39,6%), почти половина - повысили свою квалификацию (45,3%), 17 процентов получили второе высшее юридическое образование, 9,4 процента - экономическое и только 3,8 процента - собственно управленческое образование (менеджмент). Среди руководителей среднего звена (начальники структурных подразделений и их заместители) профессиональную переподготовку прошел только один из десяти (10,4%) (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Категория руководителей

Профессиональная переподготовка
 (в процентах)

Повышение квалификации (в процентах)

менеджмент

юридическое

экономическое

другое

всего

Руководители ор ганов исполнительной власти

6,3

25,0

6,3

12,5

50,0

56,3

Заместители руководителей органов исполнительной власти

2,7

13,5

10,8

8,1

35,1

40,5

Начальники структурных подразделений органов исполнительной власти

2,5

2,5

2,5

2,5

9,9

58,0

Заместители начальников структурных подразделений органов исполнительной власти

-

8,8

2,9

-

11,8

64,7

Итого

2,4

8,3

4,8

4,2

19,6

55,4

Очевидно, что сегодня руководителями разного ранга ощущается нехватка знаний в области права, экономики и, в особенности, управления. В связи с этим основной упор в осуществлении кадровой политики должен быть сделан на совершенствование системы подготовки, повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников республиканских органов государственной власти.