Недействующий

О Республиканской программе развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Актуальность проблемы развития сельского здравоохранения определяется рядом объективных причин. В сельской местности Чувашской Республики проживает 525,5 тыс. человек, что составляет 38,8 процента от всего населения (по Российской Федерации - 27 процентов). Продукция сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта занимает от 29 до 35 процентов. Важная роль села как социально-экономической составляющей устойчивого развития республики определяет необходимость создания адекватной инфраструктуры его жизнедеятельности, в том числе системы медицинского обслуживания.

Развитие сельского здравоохранения, укрепление материально-технической и лечебно-диагностической базы сельских лечебно-профилактических учреждений, укомплектование их квалифицированными кадрами являются одним из приоритетных направлений в работе отрасли. В 1998-2000 годах в республике осуществлялась реализация целевой Программы развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики.

За последние годы в сельских районах республики сдан в эксплуатацию 21 объект здравоохранения. Переведено на газовое отопление около 80 процентов медицинских учреждений села, в том числе 74 процента фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. 92 процента учреждений первичного звена (фельдшерские пункты, сельские врачебные амбулатории, участковые больницы) телефонизировано, в большинстве из них организована работа аптечных пунктов.

На оснащение сельских лечебно-профилактических учреждений за указанный период поступило более 1000 единиц медицинской техники. Все центральные районные больницы укомплектованы аппаратами для ультразвуковой диагностики, имеют на оснащении 90 единиц эндоскопического оборудования. На 50 процентов обновлена база клинико-диагностических лабораторий.

Начата реорганизация системы медицинского обслуживания с целью повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. За последние 3 года 7 участковых больниц реорганизованы в сельские врачебные амбулатории с койками дневного пребывания. Реструктуризация коечного фонда привела к повышению интенсивности работы койки в году на 11 процентов. Получили развитие стационар замещающие технологии: в разряд дневного пребывания переведено 820 коек, организовано 180 коек дневного стационара при амбулаторно-поликлинических учреждениях. Общий экономический эффект от проводимых мероприятий по снижению затратности медицинской помощи возрос с 4,7 млн. рублей в 1998 году до 16,4 млн. рублей в 2000 году.

В соответствии с общей Концепцией развития здравоохранения в Чувашской Республике в первичном звене сельского здравоохранения формируется институт врача общей практики. С учетом специфики построения сети сельских лечебных учреждений на первом этапе усилия направлены на организацию самостоятельных офисов врача общей практики на базе сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц с поэтапным переводом на принцип общеврачебной практики участковых терапевтов центральных районных больниц.

За 1998-2000 годы на базе ведущих федеральных учреждений последипломного образования и государственного образовательного учреждения "Институт усовершенствования врачей" Министерства здравоохранения Чувашской Республики прошли курсы повышения квалификации 1169 врачей из сельской местности, на базе Чебоксарского и Канашского медицинских училищ - 2156 средних медицинских работников.

Комплексный программно-целевой подход к решению поставленных задач позволил получить определенные результаты. Улучшение диагностической базы, повышение квалификации кадров, усиление активности первичного звена привели к росту выявляемое больных на 14,5%. Около 30% активно выявленных больных имели ранние стадии заболеваний, что значительно улучшает перспективу их здоровья на ближайший и отдаленный период. Показатель первичного выхода на инвалидность среди сельского населения за последние три года уменьшился на 26,8%; в структуре - за счет снижения тяжести болезней органов кровообращения, дыхания, костно-мышечной системы.

Программа развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации дальнейших мер по обеспечению сельского населения Чувашской Республики квалифицированной медицинской помощью, улучшения на этой основе состояния здоровья и качества жизни жителей села.

Программой предусмотрены строительство и реконструкция лечебных корпусов ряда центральных районных больниц, что позволит значительно повысить качество оказания медицинской помощи и создать современные условия пребывания больных. Необходимо улучшение материально-технической базы крупных участковых больниц, имеющих достаточный кадровый и лечебно-диагностический потенциал для оказания квалифицированной медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к месту жительства больного.

Особенности организации сельского здравоохранения определяют важнейшую роль фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, на которые возложены оказание всех видов доврачебной медицинской помощи, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа среди сельского населения различных возрастных групп непосредственно в местах проживания. Доля населения, обращающегося за амбулаторно-поликлинической помощью к средним медицинским работникам фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, составляет около 40% всех посещений в медицинские учреждения. Каждый сельский житель в течение года 3-4 раза попадает на прием к фельдшеру, через них осуществляется до 60 процентов вызовов "скорой помощи". От уровня организации работы на этом уровне в значительной мере зависит оперативность и качество оказания медицинской помощи сельскому населению.

В рамках Программы предусмотрено обеспечение качественно нового уровня работы фельдшерского звена сельского здравоохранения. Для этого предусмотрено решение комплекса вопросов по ремонту и телефонизации фельдшерских пунктов, оснащению их современным оборудованием, организации непрерывной системы последипломного образования и повышения квалификации кадров.

Основным направлением работы по улучшению врачебного обслуживания является формирование врача новой формации - врача общей практики. В период до 2005 года предстоит перевести на новую форму работы большинство участковых терапевтов первичного врачебного звена сельского здравоохранения.

Зарегистрированные официальной статистикой уровень и структура заболеваемости и болезненности сельского населения отличаются от таковых как в среднем по республике, так и по сравнению с городскими поселениями. Вместе с тем, регистрируемые "благополучные" цифры малой распространенности основных групп хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистой патологии, болезней органов пищеварения, эндокринной системы и т.д.), не отражают истинной картины здоровья жителей села.

В рамках Программы будет продолжена работа по целевой диспансеризации каждого сельского жителя, активному выявлению среди них заболеваний и факторов риска их развития. Повышение оснащенности центральных районных больниц до уровня городских муниципальных учреждений здравоохранения, внедрение новейших медицинских технологий позволят обеспечить сельское население медицинской помощью единого стандарта и качества.

Предполагается организация межрайонных диагностических центров и специализированных отделений, где будут сконцентрированы новейшее медицинское оборудование и технологии. Организация подобных центров наиболее целесообразна в крупных многопрофильных больницах, где имеются соответствующая материально-техническая база и квалифицированные кадры. Имеет большое значение сохранение и создание межрайонных диспансеров фтизиатрического, дерматовенерологического, психиатрического профилей.

Создание межрайонных центров позволит не только приблизить специализированную помощь к сельскому населению, но и получить экономический эффект за счет рационального использования дорогостоящего медицинского оборудования, улучшения клинических результатов лечения.

Возрастная структура жителей сельской местности характеризуется большей долей лиц старше трудоспособного возраста: по данным 2000 года в городах она составила 15,1%, в сельской местности - 26,4%. Среди лиц пожилого и старческого возраста 6,8% - одиноко живущие. Это определяет повышенную потребность в организации не только медицинской, но и медико-социальной помощи.

Сохранение диспропорций в обеспеченности сельского населения квалифицированными медицинскими кадрами требует дальнейшего проведения рациональной кадровой политики, основные направления которой сформированы в Концепции развития здравоохранения Чувашской Республики на период до 2005 года.