Основные показатели развития высшего образования в Чувашской Республике (на начало учебного года)
------------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦2000/01¦2003/04¦2004/05¦2005/06¦2006/07¦2007/08¦
L-----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Число высших учебных 15 20 21 22 21 22
заведений (включая
филиалы)
в том числе:
государственных 10 15 16 16 15 15
из них 4 5 5 5 5 4
самостоятельных
негосударственных 5 5 5 6 6 7
из них 2 2 2 2 2 3
самостоятельных
Количество студентов, 42460 61110 63915 71449 71174 72425
человек
в том числе
в учебных заведениях:
государственных 40825 57712 60448 63797 64471 66844
негосударственных 1635 3398 3467 7652 6703 5581
на 10000 человек 320 446 492 553 553 563
населения, студентов
В 2007 году число студентов на 10 тыс. человек населения составило 563 человека, в 2006 году - 553 человека, в 1980 году - 132 человека (в Российской Федерации в 2006 году - 514 человек, в 1980 году - 219 человек).
Увеличение количества людей, получающих высшее образование, происходит не только в России. В 2002 году численность обучающихся по программам высшего образования в странах - участниках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 10 тыс. человек населения составляла: в США - 543 человека, Финляндии - 501 человек, Норвегии - 404 человека. В России и Чувашии - 410 человек и 446 человек соответственно. С 1960 по 1980 год в развитых странах Европы число студентов в среднем увеличилось в 3 - 4 раза, в Германии, Ирландии и Греции - в 4 - 5 раз, в Финляндии, Исландии, Швеции и Италии - в 5 - 7 раз, а в Испании и Норвегии - в 7 - 9 раз.
Это обусловлено стремительным ростом числа рабочих мест, требующих более сложной и длительной подготовки, увеличением наукоемких секторов экономики. По данным портала Европейского сообщества EUROPA, в настоящее время одна треть работников в европейских странах занята в наукоемких секторах, на которые приходится около половины новых рабочих мест. К 2010 году только 16 процентов рабочих мест в Германии будут связаны с использованием малоквалифицированного труда, а более 40 процентов потребуют привлечения дипломированных специалистов.
В Чувашии и в целом по России маркетинговые стратегии вузов, скорее, направлены на запрос со стороны родителей и абитуриентов, которые, выбирая специальность и место обучения, ориентируются не на ситуацию на рынке труда, а на социальные стереотипы, в том числе престижность высшего образования.
Возможность риска данной тенденции заключается в том, что десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг постоянно возрастает. Вузы, ориентируясь в основном на спрос семей, будут поставлять на рынок труда необходимых специалистов с опозданием на 5 - 8 лет. Кроме того, существующая ресурсная база - материально-техническое обеспечение, сформированное под аудиторный учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, образовательная инфраструктура и т.д. - не позволяет повышать качество образовательных услуг при резком увеличении числа их потребителей.
Риск подобной тенденции связан и с возможной механической "перекачкой" постоянно уменьшающегося числа выпускников школ, училищ и техникумов в вузовский сегмент. В перспективе складывающаяся ситуация может вызвать глубокие диспропорции рынка труда, когда дефицит работников со средней и начальной профессиональной подготовкой потребует либо существенного увеличения им заработной платы, либо широкого привлечения на такие рабочие места мигрантов. В то же время специалисты с высшим образованием вынуждены будут все чаще трудоустраиваться на рабочие места с низкой квалификацией труда, а часть их - пополнять ряды безработных.