С целью создания мотивационных условий для непрерывного повышения квалификации учителей и обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ. Введена новая процедура аттестации: учителя сдают экзамены на определение предметной компетентности, проходят тестирование на ИКТ-компетенцию, в ходе которого проверяется умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы.
Однако педагогические кадры не в полной мере обеспечивают современное содержание образовательного процесса. В их деятельности преобладают традиционные методы и формы обучения. Действующая система управления школой не предусматривает фактической ответственности педагогов за конечный результат своей работы. Проблемой является также недостаточно активная включенность педагогов в общественную жизнь социума.
По состоянию на 1 января 2008 г. в учреждениях профессионального образования работает 5451 педагог (в 2000 году - 4819 человек), в том числе в вузах - 3008 человек, в средних специальных учебных заведениях - 1323 человека, в профессиональных училищах - 1120 человек (в 2000 году соответственно - 2132, 1238, 1449 человек). Рост численности профессорско-преподавательских кадров - следствие открытия новых специальностей, востребованных рынком труда. Незначительные колебания численного состава педагогических работников в училищах и техникумах связаны в основном с реорганизацией сети учебных заведений. Однако количество вакансий в учреждениях начального профессионального образования продолжает оставаться значительным. Укомплектованность профессиональных училищ педагогическими кадрами в 2008 году составила 73,3 процента (в 2000 году - 78,4 процента), в то время как в техникумах и колледжах остается практически 100 процентов. Основная доля незанятых мест в учреждениях НПО принадлежит мастерам производственного обучения. Укомплектованность ими учебных заведений в 2008 году - 72 процента (в 2000 году - 76,6 процента). Отток наиболее квалифицированных работников из этой системы в другие сферы экономики напрямую связан с низким уровнем оплаты труда.
Наметившаяся тенденция также свидетельствует об отсутствии процесса обновления педагогических и профессорско-преподавательских коллективов. Доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет, занимающихся образовательной деятельностью в учреждениях профессионального образования, снижается, преобладает возрастной состав от 40 до 50 лет. Продолжает расти доля педагогов 60-летнего возраста. Число преподавателей вузов в возрасте до 65 лет за последние годы увеличилось в 3 раза.
В связи с этим главной проблемой учреждений профессионального образования является обеспечение их квалифицированными педагогами. Однако пополнение вузов научными кадрами за счет окончивших аспирантуру и защитивших диссертацию на соискание степени кандидата наук происходит нерегулярно. Приток молодых кадров в училища и техникумы в среднем составляет 30 человек в год. Создание условий, способствующих привлечению молодых специалистов и инженерно-технических работников, остается основной задачей системы.
Повышение заработной платы мастеров производственного обучения в НПО до уровня средней заработной платы в соответствующей отрасли и создание механизмов мотивационного обеспечения молодых специалистов привлекательными для них материальными и социально-бытовыми условиями позволит привлечь квалифицированные кадры, способные работать в инновационном режиме и реализовывать стандарты международного качества.
Анализ динамики уровня образования педагогического и профессорско-преподавательского корпуса показывает, что 55,8 процента преподавателей вузов имеет степень кандидата наук и 8,9 процента - доктора наук. По сравнению с 2000 годом этот показатель вырос почти на 10 процентов. В профессиональных училищах 57 процентов педагогов имеет высшее профессиональное образование (в 2000 году - 53 процента). В среднем 6,7 процента педагогических работников учреждений НПО ежегодно получает высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства. В колледжах и техникумах процент педагогов с высшим образованием стабильно держится на уровне 98. К 2020 году необходимо обеспечить увеличение доли преподавателей вузов, имеющих ученые степени и звания, до 65 процентов, а к 2040 довести до 80 процентов от общего числа штатных преподавателей. Кроме того, в профессиональных училищах нужно довести долю имеющих высшее профессиональное образование до 100 процентов уже к 2020 году.
В последние годы вводится мотивация педагогов в виде доплат и надбавок, устанавливаемых руководством учебных заведений и бизнес-структур. К примеру, имеется положительный опыт Акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть", которая доплачивает дополнительно 100 процентов к заработной плате творчески работающим педагогам профессионального училища N 22 г. Канаш, где готовятся рабочие кадры для предприятий и организаций инвестора. Практически во всех учреждениях администрация производит доплату из внебюджетных средств высококвалифицированным мастерам производственного обучения и преподавателям в зависимости от результатов их деятельности.
Одним из направлений развития профессионального образования является создание организационно-педагогических условий для обеспечения готовности педагогов работать в инновационном режиме. Одним из них является регулярное повышение квалификации.
Доля педагогов учреждений СПО, прошедших курсы повышения квалификации, в 2007 году составила 24,2 процента. Данный показатель остается стабильным на протяжении последних 3 лет. В системе же начального профессионального образования он увеличился по сравнению с 2000 годом на 19 процентов.
Действующие ныне современные модели повышения квалификации - дистанционное обучение, "портфель заказов" для конкретного работника - сыграли свою положительную роль. Только в 2007 году повысили свою профессиональную компетентность по этим формам почти 16 процентов педагогических работников учреждений НПО и СПО.
Формой повышения квалификации является и аттестация педагогических работников. Доля педагогов с высшей и первой квалификационными категориями в профессиональных училищах по состоянию на 1 января 2008 г. составила 64,8 процента, что на 37,1 процента больше, чем в 2000 году. В техникумах и колледжах эта доля по сравнению с 2000 годом увеличилась на 3 процента.
В связи с усилением значимости компетентностного подхода в организации учебного процесса немаловажная роль сегодня отводится обучению и переобучению педагогов внутри образовательных учреждений. В основном определилась практика реализации моделей "выращивания" собственных кадров, выстраивания их профессиональной карьеры и сетевого обмена опытом работы.
В последнее время в процессе повышения квалификации работников наметилось существенное противоречие между потребностями заказчиков этих услуг и степенью их удовлетворенности. В связи с этим на первый план выдвигается задача изменения системы переподготовки педагогических кадров с целью обеспечения ее адекватности новым технологиям и требованиям образовательного процесса.
Разрешение сложившейся ситуации - в формировании системы непрерывного образования в течение всей жизни за счет создания гибкой инфраструктуры инновационных учебных организаций ("университеты без стен", "школа гибкого обучения", центры управления компетенциями, сетевые университеты для руководителей, академия педагогического мастерства и т.д.), где обучение может вестись без отрыва от основной деятельности и будет эквивалентно профессиональному образованию.
Предусматривается выход в мировое образовательное пространство путем участия в различного рода виртуальных конференциях, семинарах, создания совместных международных проектов, прохождения международных стажировок и т.п.
Педагог в социуме был и продолжает оставаться одним из самых активных членов. Наметилась тенденция привлечения знаний педагогических работников вне сферы деятельности своего образовательного учреждения. Это их участие в качестве экспертов при проведении государственной аккредитации учебных заведений, в качестве тьютеров при организации обучающих семинаров по инновационным технологиям на производстве, в качестве трансляторов передового опыта. Повышению значимости роли педагога в обществе способствует проведение конкурсов профессионального мастерства. За последние 3 года победителями и призерами республиканских конкурсов стали более 100 мастеров производственного обучения учреждений НПО. Три педагога профессионального училища N 20 г. Чебоксары в 2007 году стали призерами межрегионального кулинарного фестиваля "Гостеприимная Чувашия". На всероссийском конкурсе "Мастерами славится Россия" мастер производственного обучения профессионального училища N 15 г. Новочебоксарск заняла первое место. Три преподавателя профессиональных училищ в 2007 году получили грант Президента Чувашской Республики за внедрение инноваций в образовательный процесс.