В ходе анализа трех возможных вариантов достижения стратегических целей (либеральный - "Формирование рынка образовательных услуг", консервативный - "Концентрация ресурсов", оптимальный - "Лестница в будущее") наиболее эффективным определен оптимальный вариант.
Либеральный вариант (последовательное движение A - B - C) ориентирует деятельность образовательных систем на запросы потребителей образовательных услуг с целью активного привлечения необходимых ресурсов участников рынка образовательных услуг. Для его реализации основные усилия всех объектов системы образования будут направлены, прежде всего, на самостоятельное установление и развитие партнерских отношений с будущими потребителями образовательных услуг, что будет способствовать совместному формированию и внедрению образовательных и профессиональных стандартов, повышению качества образования. Система образования в основном будет финансироваться за счет внебюджетных источников, то есть за счет средств различных групп потребителей образовательных услуг.
В основу консервативного варианта (последовательное движение A - D - C) положено увеличение бюджетных ресурсов и их эффективное использование для повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности образовательной системы. В этих целях деятельность системы образования сконцентрируется на внедрении лучших образовательных технологий в рамках развивающихся образовательных стандартов. Особенностью варианта является то, что развитие системы образования будет осуществляться за счет преобладающего бюджетного финансирования при определенной доле увеличивающихся средств из внебюджетных источников.
В соответствии с оптимальным вариантом (движение по ступеням A - C) усилия инфраструктуры системы образования будут направлены на внедрение организационно-экономических моделей и механизмов, способствующих одновременно и расширению перечня услуг, и повышению эффективности привлекаемых ресурсов. Создаваемое гибкое управление финансами позволит поддерживать оптимальное соотношение между бюджетными и внебюджетными средствами. Ключевым условием реализации этого варианта станет действенное участие институтов гражданского общества, бизнес-сообщества в управлении образованием. В результате создается инновационная, саморазвивающаяся система непрерывного образования, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных потребностей каждого гражданина и запросов рынка труда.
Механизм реализации Стратегии формируется из элементов правового, экономического и организационного характера на базе социально-экономической политики органов государственной власти Чувашской Республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Базовыми документами в правовой составляющей механизма реализации Стратегии являются Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, комплексные программы экономического и социального развития Чувашской Республики, целевые программы развития образования в Чувашской Республике, а также другие концептуальные и нормативные правовые документы. Правовое обеспечение в долгосрочной перспективе будет совершенствоваться в соответствии с изменениями в мировом сообществе.
Экономическая составляющая будет развиваться на основе внедрения модели многоканального финансирования образовательных учреждений, развития их экономической самостоятельности, повышения инвестиционной привлекательности образования для притока всех видов ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных и т.д.) в систему образования в Чувашской Республике за счет:
концентрации бюджетных средств на реализации стратегических приоритетов развития образования в среднесрочной перспективе;
активного привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе через участие в различных проектах;
развития механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных инвестиционных проектов, направленных на развитие образования;
формирования и реализации стратегий развития важнейших подсистем и объектов системы образования в Чувашской Республике.
Данный механизм будет реализовываться в первую очередь путем использования внутренних ресурсов Чувашской Республики. Ориентация на них предполагает достижение баланса между федеральным и региональным уровнями ответственности и создание благоприятных институциональных условий для развития образования.
Для выполнения мероприятий Стратегии предусматривается использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Эффективность организационной составляющей механизма реализации Стратегии определяется созданием целостной системы стратегического управления развитием образования и наличием стратегий на всех уровнях управления образованием. Это предполагает разработку стратегий развития на уровне отдельных образовательных учреждений, муниципальных образований и республики в целом. Чем теснее взаимосвязь между всеми уровнями стратегий, тем эффективнее стратегическое управление в каждой из этих составляющих и в целом стратегическое управление.
Для обеспечения перехода экономики Чувашской Республики к инновационному типу развития через решение приоритетных задач инновационного развития системы образования, обозначенных в настоящей Стратегии, развитие системы образования в Чувашской Республике до 2020 года будет осуществляться преимущественно на основе проектного менеджмента. Предлагаемый комплекс проектов охватывает восемь ключевых функциональных областей сферы образования. Для их реализации в последующем будут разработаны соответствующие целевые программы, тактические проекты и др.
Ниже приводятся восемь проектов, обеспечивающих опережающее развитие системы образования в Чувашской Республике до 2020 года на всех уровнях образования, в соответствии со стратегическими целями для решения приоритетных задач и реализации ключевых направлений деятельности системы образования и других субъектов образовательной политики.
Инновационное соревнование между регионами Российской Федерации приведет к тому, что в каждом регионе будут создаваться сети компетенций, то есть сконцентрированные в определенной местности, но действующие глобально кооперационные объединения нескольких высокопроизводительных партнеров. Сети компетенций будут состоять из вертикальных и горизонтальных сетей, в которые будут включены учреждения образования и науки, помогающие производителям генерировать инновации мирового уровня и поддерживать их инновационную активность.
После 2025 года, на втором этапе реализации Стратегии, система образования в Чувашской Республике, включенная в региональные сети компетенций, будет успешно развиваться в условиях информационно-сетевого общества только при условии смены парадигмы управления. Проектный менеджмент должен будет уступить место сетевому менеджменту. Каждая из сетей компетенций, составляющих инновационный профиль Чувашской Республики, будет взаимодействовать на основе сетевых договоров. Система образования будет выполнять роль ведущего модератора региональных сетей компетенций, инициируя и стимулируя международную академическую мобильность учащихся и учителей, студентов и преподавателей.
Переход от проектного к сетевому менеджменту в системе образования также будет осуществляться поэтапно.
На первом этапе (2021 - 2025 годы) разрабатываются сетевые программы по внедрению в практику управления образованием сбалансированной системы показателей (BSC) как универсального и эффективного инструмента для управления деятельностью сетей, в которые включены инновационные образовательные учреждения.
На втором этапе (2026 - 2035 годы) решаются задачи достижения и удержания лидерства Чувашской Республики в области инвестиционной привлекательности инновационных образовательных учреждений, включенных в региональные сети компетенций. Инновационные образовательные учреждения должны будут стать в глазах мирового сообщества глобальными образовательными брендами, отражающими инвестиционный и инновационный профиль Чувашской Республики, поддерживающими уже сформированный имидж региона как "привлекательного места для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям".
На заключительном этапе (2036 - 2040 годы) инновационные образовательные учреждения Чувашской Республики должны будут решить задачи по созданию различных форм получения "элитного" образования для различных социальных групп мирового сообщества, позволяющих им успешно функционировать в условиях экономики знаний середины XXI века.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Схема 5
Схема 6
Схема 7
Схема 8
--------------------------------------------¬
¦ Проект N 1 ¦
¦ "Менеджмент в образовании: ¦
¦ "Государственно-общественное управление", ¦
¦"Самостоятельность, автономность, проектное¦