Распределение численности занятых в экономике по уровню образования в 2005 году (по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости; в среднем за год в процентах)
------------T------T-----------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Всего ¦ В том числе имеют образование ¦
¦ ¦ +--------T--------T--------T---------T--------T--------T----------+
¦ ¦ ¦высшее ¦неполное¦среднее ¦начальное¦среднее ¦основное¦начальное ¦
¦ ¦ ¦профес- ¦высшее ¦профес- ¦профес- ¦(полное)¦ общее ¦ общее, ¦
¦ ¦ ¦сиональ-¦профес- ¦сиональ-¦сиональ- ¦ общее ¦ ¦ не имеют ¦
¦ ¦ ¦ное ¦сиональ-¦ное ¦ное ¦ ¦ ¦начального¦
¦ ¦ ¦ ¦ное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общего ¦
L-----------+------+--------+--------+--------+---------+--------+--------+-----------
Занятые 100 21,1 1,5 21,6 19,5 30,8 5,1 0,5
в экономике
в 2005 году
Занятые 100 23,4 0,6 22,2 21,5 25,9 6,0 0,5
в экономике
в 2007 году
В изменении образовательной структуры занятых статистически заметными являются следующие тенденции: во-первых, сокращение удельного веса не имеющих профессионального образования. Это свидетельствует не об искусственном, а о востребованном экономикой росте уровня формального образования, общей части совокупного человеческого капитала. Во-вторых, еще более показательно и противоречиво выглядит тенденция несколько усиливающейся поляризации имеющих профессиональное образование. С одной стороны, рост удельного веса занятых с высшим образованием может быть истолкован вполне положительно: расширение спроса на новые "рыночные" профессии вполне естественно удовлетворяется специалистами высшей квалификации (юристы, экономисты различных специальностей, управленцы и т.п.). С другой стороны, имея в виду принципиальное сохранение структуры российской экономики (за исключением расширения рыночных инфраструктурных отраслей - торговли, финансов, кредитования и страхования) и, особенно, реального сектора экономики, трудно представить столь резкое возрастание потребностей российской экономики в кадрах высшей квалификации.
По оценкам экспертов, "перепроизводство" специалистов с высшим образованием перекрывает количественную потребность рынка труда в полтора раза, но качественно удовлетворяет ее лишь на 83 процента. В результате многие из выпускников высших учебных заведений выполняют работу, не требующую такого уровня профессиональной подготовки, либо, оказываясь на рынке труда неконкурентоспособными, вообще не трудоустраиваются. Фактической целью высшего образования становится не приобретение человеком специальных профессиональных знаний, а получение формального титула и социального статуса.
В России и Чувашии получение высшего образования приобретает массовый характер. Из года в год растет число вузов и количество обучающихся в них. На территории Чувашской Республики в настоящее время функционируют 22 учреждения высшего профессионального образования, в том числе 15 государственных (4 самостоятельных и 11 филиалов) и 7 негосударственных (3 самостоятельных и 4 филиала).