Недействующий

О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

Рис. 5. Информационная образовательная среда Рисунок не приводится.


В республике идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех образовательных учреждениях созданы попечительские и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учителей Чувашской Республики, совет директоров школ, руководителей учреждений профессионального образования. Активизации общественных формирований в оценке качества образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсных процедурах приоритетного национального проекта "Образование" в качестве гражданских экспертных организаций участвовало более 10 общественных объединений: Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Ассоциация врачей, общественная организация "Чувашский республиканский совет женщин", межрегиональная общественная организация "Чувашский национальный конгресс" и др.

Проделана значительная работа по развитию этнокультурного (национального) образования. Все учащиеся имеют возможность изучать родной язык и культуру народов, проживающих в Чувашской Республике. В этих целях школы обеспечиваются современной учебной литературой, в том числе электронными учебными пособиями. Число изданной учебной литературы по родному языку, культуре в расчете на одного учащегося в 2007 году увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом. Образовательные учреждения обеспечены квалифицированными кадрами.

Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствует развитию языков и культур народов, проживающих в республике, создает условия для повышения их общей культуры и гармонизации отношений граждан разных национальностей. В настоящее время в республике насчитывается 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских национальных школ, в 4 общеобразовательных учреждениях учащиеся изучают мордовский язык. Существующая сеть позволяет удовлетворять запросы детей в получении качественного образования в условиях поликультурного пространства.

Приоритетным документом, положившим начало модернизации всей системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, стала республиканская программа "Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике (2002 - 2005 годы)", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 февраля 2002 г. N 37. В соответствии с ней реализовывались идеи миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным конфликтам, толерантного общения в обществе, семье, созданы Координационный центр толерантности, экспериментальные площадки на базе образовательных учреждений республики, разработаны и рекомендованы к изданию учебные программы "Толерантность: теория и практика", "Формирование установок толерантного сознания и поведения у детей и подростков", пособие "Мир чувашской культуры". В целях дальнейшего развития творческой образовательной среды для воспитания духовно развитой, свободной, активной, толерантной личности в 2006 году была принята подпрограмма "Модернизация системы воспитания детей и молодежи", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 марта 2006 г. N 55, ориентированная на превращение школы обучения в школу воспитания и сознательное управление ребенком своим развитием.

Ежегодно проводится неделя толерантности в учреждениях образования, конкурс авторских программ, международный фестиваль языков и неформальной молодежной культуры, профильные лагеря с участием представителей зарубежных стран, сформирована электронная база проектов по данной теме. В 2008 году шести проектам Чувашской Республики присвоен статус Европейской молодежной кампании "Все различны - все равны": на базе ЧГПУ имени И.Я.Яковлева создается координационный центр толерантности регионов Приволжского федерального округа и молодежная юридическая консультация "Твои права - твоя защита".

Развитие полилингвизма и формирование личности, владеющей несколькими языками, относятся к числу важнейших задач современного школьного образования. Становление открытого демократического и гражданского общества, внешнеэкономические связи со странами мира обусловливают необходимость освоения иностранных языков. В этих условиях в республике сделаны серьезные шаги по модернизации обучения иностранным языкам. Введено изучение иностранного языка со второго класса начальной школы, что позволяет использовать период наибольшей восприимчивости школьников к овладению иностранным языком. В 2007 году 98 процентов учащихся начальных классов изучали иностранный язык, 8,5 процента школьников были охвачены углубленной подготовкой. Восстановлено непрерывное языковое образование между основной и старшей школой. Расширяется сеть школ, где учащиеся изучают второй иностранный язык.