Дополнительное профессиональное образование как интеграция систем всех уровней образования, науки и производства и одна из ступеней развития системы непрерывного образования призвано осуществлять "образование взрослых", содействовать всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни, обеспечивая тем самым пожизненное обогащение творческого потенциала личности. Оно включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, внутрифирменное обучение и самообразование.
В настоящее время в России нет единой концепции обучения взрослых. Существующая система обучения безработных и системы дополнительного профессионального образования не решают требуемых задач и не имеют целостной педагогики такого обучения, не создана необходимая инфраструктура, нет единой для всех уровней и форм профессионального образования и обучения системы квалификаций, обеспечивающей как горизонтальную, так и вертикальную мобильность.
С целью повышения конкурентоспособности и создания инновационной экономики, уменьшения бедности, увеличения благосостояния людей необходимо в совокупности с проведением социально-экономических преобразований, созданием благоприятного инвестиционного предпринимательского климата повышать уровень занятых в экономике граждан. В условиях меняющейся технологической, экономической среды организации сами проявляют максимальную заинтересованность в повышении квалификационного потенциала своих работников.
В условиях поиска пути повышения эффективности и конкурентоспособности производства изменяются требования работодателей к уровню квалификации работника; они вынуждены заниматься постоянной подготовкой кадров, их последующим обучением. Очень часто обучение является инструментом политики труда, основная цель которой - урегулировать несоответствие между спросом и предложением, между требованиями работодателей и квалификацией работников.
Сегодня система дополнительного профессионального образования начала более оперативно реагировать на изменения рынка труда. Содержание образования в основном определяется заказчиками, которыми могут являться как работодатели, так и отдельные граждане. В связи с этим к образовательным программам с учетом требований различных категорий заказчиков предъявляются жесткие требования к качеству и форме обучения. От этого, в конечном счете, будет зависеть успех на рынке образовательных услуг.
В настоящее время благодаря международным проектам широкое применение в практике нашло модульное обучение. Один из плюсов - возможность покупать и оплачивать только те модули, которые обеспечивают формирование необходимых на данном этапе знаний, умений и навыков. В учебный процесс внедряются и используются электронные ресурсы через глобальную сеть Интернет.
Многие предприятия занимаются постоянной подготовкой кадров путем корпоративного обучения (курсы повышения квалификации, профессиональная подготовка, семинары, частное консультирование, профессиональный тренинг сотрудников). Такое обучение является широко распространенной практикой во всем мире и становится условием успешных действий в конкурентной среде, завоевывает определенную устойчивую нишу на рынке образовательных услуг и будет развиваться и дальше. Эти формы могут наиболее оперативно реагировать на новые ситуационные запросы предприятий по переподготовке сотрудников. И чем успешнее предприятие, тем в большей степени оно ориентировано на новые формы переподготовки, в том числе на подготовку в бизнес-школах, компаниях-партнерах, зарубежную подготовку и т.д.
-------------------------------------------------------------------¬
¦ --------------------------------¬ ¦
¦ повышение квалификации +--------------------¬ ¦ ¦
¦в учреждениях профессионального ¦ ¦ 58 ¦ ¦
¦ образования +--------------------- ¦ ¦
¦ +-------¬ ¦ ¦
¦ повышение квалификации ¦ ¦ 21 ¦ ¦
¦ на других предприятиях +-------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ курсы на предприятии +-----------------¬ ¦ ¦
¦ в специальном помещении ¦ ¦ 49 ¦ ¦
¦ в специальное время +------------------ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ официальное обучение +-------------------------¬ ¦ ¦
¦ на рабочем месте ¦ ¦ 71 ¦ ¦
¦ (прикрепленный наставник, +-------------------------- ¦ ¦
¦ мастер) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ неофициальное обучение +---------------¬ ¦ ¦
¦ коллегами (руководителем) ¦ ¦ 42 ¦ ¦
¦ на рабочем месте +---------------- ¦ ¦