Дополнительное образование детей организовано в 171 учреждении различной ведомственной направленности (учреждения образования, физической культуры и спорта, культуры и др.). Широкие возможности для его получения предоставляют и школы, и профессиональные учебные заведения (кружки, студии, секции и др.). Всего дополнительным образованием охвачено более 83 процентов школьников.
Ежегодно в республике проводится около 700 крупных мероприятий различного уровня, в которых участвует более 120 тыс. школьников и студентов. Большую роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время действует более 650 детских и молодежных общественных объединений, членами которых являются 60 процентов школьников в возрасте 10 - 15 лет и 8,5 процента молодежи.
Для формирования опыта общественных отношений у детей и молодежи в 2004 - 2007 годах реализован целый ряд инновационных проектов: "Общественно активная школа" и "Проект "Гражданин: формирование гражданских и социальных компетенций детей и молодежи посредством социального проектирования", проведен слет общественно активных школ республики. Ежегодно проводится республиканская акция "Я - гражданин России", на которой представляются результаты реализации более 30 отобранных по результатам районных и городских акций социально значимых проектов школ, детских общественных объединений. Ежегодно команда, ставшая победителем социально значимых проектов, наряду еще с 19 командами из других регионов страны, отбираемых на конкурсной основе, принимает участие во Всероссийской акции "Я - гражданин России". Активно действуют органы детского самоуправления в образовательных учреждениях, для их обучения организованы школы актива, реализуется программа "Лидер".
Разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. За 2006 - 2007 годы проведено более 15 конкурсов на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвертый классный руководитель стал их участником. Создана базовая сеть образовательных учреждений - пилотных площадок по распространению лучших воспитательных практик. Перестроена система повышения квалификации классных руководителей, ее основой стала модульная технология по актуальным проблемам развития личности в современных условиях, успешной адаптации и социализации. За последние два года одна треть классных руководителей обучена современным методикам организации воспитательной работы. Благодаря реализации комплексных мероприятий, направленных на повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях и усиление взаимодействия с семьей и другими общественными институтами, наметилась тенденция к снижению преступности среди несовершеннолетних как одного из формальных показателей оценки качества воспитательной работы. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2007 год, по сравнению с 2006 годом сократилось на 14 процентов.