Подпрограмма "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - подпрограмма) является одним из приоритетных и социально значимых направлений государственной молодежной политики.
Подпрограмма разработана в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике", от 29 декабря 2003 г. N 121 "О Годе молодежи и здорового образа жизни", а также с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по физической культуре, спорту в адрес глав администраций субъектов Российской Федерации о принятии самостоятельных решений в отношении деятельности подростковых и молодежных клубов.
Организация работы по месту жительства подростков и молодежи, опирающаяся на новые концептуальные, идеологические и правовые основы социальной политики государства, определена в качестве одного из приоритетных направлений федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)".
Наиболее перспективной формой работы с подростками и молодежью является клуб по месту жительства. При этом современный клуб по месту жительства - это добровольное и максимально приближенное к месту проживания сообщество подростков, молодежи и взрослых, объединенных общими интересами и деятельностью, способствующей их самореализации. Его целью является создание социально-педагогических и организационных условий для творческой самореализации подростков и взрослых в условиях свободного общения.
В настоящее время необходимо формирование нового содержания воспитательной деятельности на базе клубов по месту жительства, которое заключается в следующем:
удобный режим работы;
близость к дому;
разнообразие предлагаемых форм проведения досуга;
возможность создания объединения по интересам;
неформальное общение со сверстниками;
возможность получить консультацию у квалифицированных специалистов (юристов, психологов и т.д.);
доступность посещения кружков, студий, мастерских, объединений и организаций;
возможность самореализации в работе детских и молодежных общественных объединений и организаций.
Это обеспечивает решение следующих задач:
создание необходимых условий для развития личности, укрепление здоровья, профессионального самоопределения, повышения творческого потенциала подростков и молодежи;
социальная адаптация подростков и молодежи;
предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
профилактика наркомании и разных форм зависимостей;
оказание социально-психологической помощи.
Анализ сложившейся ситуации в подростково-молодежной среде показывает необходимость разработки конкретных программных действий.
Подпрограмма учитывает характеристику проблем как на муниципальном, так и на республиканском уровнях в организации работы по месту жительства с подростками и молодежью, включая их оценку и систему программных мероприятий по их решению в целях создания эффективной системы работы в данной области.
Прежде всего, необходимо создание системы организаций, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства как на республиканском, так и на местном уровнях. Причем, главный акцент планируется сделать на усилении организаций и общественных объединений в районах и городах.
Кроме того, необходимо усилить координацию деятельности органов власти всех уровней, организаций и общественных объединений, осуществляющих воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью.
В числе актуальных по-прежнему остается кадровый вопрос. Организациям, осуществляющим работу с подростками и молодежью по месту жительства, необходим приток молодых энергичных педагогов-организаторов, которым можно было бы передать определенный опыт работы и традиции.
Данная подпрограмма имеет рад особенностей:
во-первых, она носит комплексный характер. Это обусловлено тем, что ее реализация предполагает согласованную деятельность органов исполнительных власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций;
во-вторых, подпрограмма предусматривает консолидацию финансовых средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
в-третьих, реализация подпрограммы носит последовательный характер и рассчитан на два взаимосвязанных этапа: