Еще одна частная проблема связана с необходимостью создания достаточного по объему резервного денежного фонда на балансе Корпорации, средства которого будут предназначены для заключения договоров социального найма в интересах лиц, выселенных из заложенного помещения в связи с обращением на него взыскания. Порядок создания, предоставления и пользования резервным фондом также требует правовой регламентации.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет федерального, республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. На ее финансирование предусмотрены следующие средства:
из федерального бюджета - 100 млн. рублей, в том числе в 2002 году - 20 млн. рублей, 2003 году - 30 млн. рублей, 2004 году - 30 млн. рублей, 2005 году - 20 млн. рублей;
из республиканского бюджета - 40 млн. рублей, в том числе в 2002 году - 40 млн. рублей;
из местных бюджетов - 20 млн. рублей, в том числе в 2002 году - 5 млн. рублей, 2003 году - 5 млн. рублей, 2004 году - 5 млн. рублей, 2005 году - 5 млн. рублей;
из внебюджетных источников - 100 млн. рублей, в том числе в 2002 году - 15 млн. рублей, 2003 году - 35 млн. рублей, 2004 году - 30 млн. рублей, 2005 год - 20 млн. рублей.
Прямые инвестиции за счет республиканского и местных бюджетов будут направлены на:
формирование уставных капиталов ИКЧР (40 млн. рублей в 2002 г.) и ИАЧР;
наполнение жилищного субсидиарного фонда;
выделение адресных жилищных субсидий при ипотечном кредитовании;
реализацию ипотечных пилотных проектов на возвратной основе в виде беспроцентных ссуд.
Средства, выделяемые Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления ИКЧР, направляются на соинвестирование жилищного строительства и выкуп закладных у банков - кредиторов, а также на содержание персонала и инфраструктуры на период реализации пилотного проекта.
В качестве ресурсного обеспечения Программы могут и должны использоваться материальные активы в форме отводов земельных участков под жилищное строительство и жилые объекты незавершенного строительства.
Денежные средства, выделяемые Кабинетом Министров Чувашской Республики на формирование уставного капитала ИАЧР, направляются на формирование первичных ипотечных активов в форме пула закладных.
Средства федерального бюджета в форме государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию могут быть направлены лишь на выкуп прав требований по ипотечным жилищным кредитам, выданным в Чувашской Республике (в том числе в виде закладных).
Наряду с бюджетными средствами в процессе реализации ипотечных проектов в систему ИЖК будут вовлекаться средства юридических лиц, а также жителей Чувашской Республики. На первом этапе финансовое внебюджетное обеспечение будет формироваться за счет:
собственных средств строительных и подрядных организаций;
средств прочих инвесторов, привлекаемых заказчиками - застройщиками в жилищное строительство;
кредитных ресурсов банков, сформированных за счет средств заемщиков;
средств граждан и юридических лиц через облигации Чувашского ипотечного займа.
Экономический расчет показывает, что на каждый рубль бюджетных вложений в систему ипотечного кредитования вовлекается не менее четырех - пяти внебюджетных рублей, не говоря уже о пополнении бюджетов за счет активизации профессиональной деятельности субъектов ипотечного рынка (увеличение налогооблагаемой базы).
Основным требованием, предъявляемым к организационно - финансовой схеме пилотного ипотечного проекта, является обеспечение его окупаемости в сроки, сопоставимые с инвестиционно - строительным циклом.
Пилотный проект Программы предназначен для запуска в регионе системы ИЖК, способной к самофинансированию.