Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2000 года N 22

О республиканской целевой программе "Охрана лесов от пожаров" на 2000 - 2005 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 59}

В целях усиления охраны лесов от пожаров, повышения уровня противопожарной зашиты лесного фонда Чувашской Республики и в соответствии с Федеральной целевой программой "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005" годы Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Охрана лесов от пожаров" на 2000-2005 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству.

3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Паспорт Программы


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Охрана лесов от пожаров" на 2000-2005 годы

Основание для разработки

Федеральная целевая программа "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R199900160.doc

Государственный заказчик Программы

Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству

Основной разработчик Программы

Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству

Цели и задачи Программы

повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда путем осуществления комплекса организационно-технических мер, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов

Основные направления Программы

совершенствование противопожарной и лесохозяиственной пропаганды, обеспечение выполнения мероприятий единой системы обнаружения, оповещения и тушения лесных пожаров

Сроки реализации Программы

2000-2005 годы

Исполнители мероприятий Программы

Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству

Объемы и источники финансирования

общий объем финансирования составляет 153329 тыс. рублей
 в том числе:
 из федерального бюджета152435 тыс. рублей;
из республиканского бюджета 894 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству, сокращение средней площади лесного пожара

Система организации контроля за выполнением Программы

федеральная служба лесного хозяйства России, государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству

Утверждена:
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 февраля 2000 г. N 22

Республиканская целевая программа "Охрана лесов от пожаров" на 2000-2005 годы Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Общая площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству, по состоянию на 1 января 2000 г. составляет 586,8 тыс. га, или 32 процента территории республики.

В лесном фонде Чувашском Республики в лесах первой группы выделены особо охраняемые природные территории на площади 56.8 тыс. га, исключены из расчета главного пользования 107,7 тыс. га лесов.

Лес, как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, продолжает подвергаться негативному воздействию лесных пожаров. Ежегодно на территории лесного Фонда Чувашской Республики возникает до 60-100 лесных пожаров.

Ущерб, причиненный ими в среднем за год, составляет более 200 тыс. рублей (расходы по тушению, стоимость создания лесных культур на вырубленных участках и т.д.)

Помимо материального вреда продуктами сгорания от пожаров загрязняется атмосфера и вода. Годы с экстремальными и засушливыми периодами, обусловливающими высокую и чрезвычайную горимость лесов, повторяются с периодичностью 2-3 раза в десятилетие. Поэтому проблема охраны лесов всегда считалась общегосударственной задачей.

По состоянию па I января 2000 г. охраняемая от пожаров площадь лесного фонда составила 586.8 тыс. га.

В условиях крайне недостаточного финансирования в последние годы наблюдается ухудшение состояния парка противопожарной техники, оборудования и вспомогательного инвентаря, тем самым снижается уровень противопожарной защиты лесов. Задерживается зимне-весенняя подготовка сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами. Выделяемых бюджетных средств хватает, в основном, на осуществление в незначительных объемах мероприятий по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров.

Значительно снизился налет часов па воздушных судах при авиапатрулировании лесных массивов, в то же время повысилась стоимость аренды летных машин в 2.5 раза.

Из года в год снижается обеспеченность пожарно-химических станции необходимой техникой, противопожарным оборудованием и оснасткой. Личный состав государственной лесной охраны испытывает трудности в обеспечении средствами связи, оружием и другим табельным имуществом. Для осуществления наземного патрулирования лесов не хватает лесопатрульных автомобилей высокой проходимости.

В последние годы сократились строительство и ввод новых пожарнохимических станций, приобретение и установка металлических пожарнонаблюдательных вышек.

Вынужденное ориентирование лесхозов на получение и мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий ведет к отвлечению работников государственной лесной охраны на работы, не связанные с охраной леса, к постепенному снижению уровня противопожарной защиты лесов.

Республиканская целевая программа "Охрана лесов от пожаров" на 2000-2005 годы (далее - Программа) должна способствовать повышению эффективности противопожарной охраны лесного фонда путем осуществления комплекса организационно-технических мер, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов.

Цели, задачи и сроки реализации Программы


Программа разработана во исполнение Федеральной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы".

Целью разработки и реализации Программы является охрана лесного Фонда и улучшение охраны лесов от пожаров путем осуществления комплекса организационно-технических мер, улучшения материально-технического обеспечения охраны лесов, реализация которых позволит сократить убытки, связанные с обнаружением и тушением лесных пожаров.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить, решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров. своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития.

Намечается восстановить материально-техническую вооруженность лесопожарных служб, обеспечивающих борьбу с лесными пожарами, создать условия для обнаружения лесных пожаров в начале их возникновения на малых площадях. Постоянно и целенаправленно продолжается работа по профилактике лесных пожаров, созданию системы противопожарных барьеров, противопожарному обустройству лесного фонда Чувашской Республики.

Сроки и этапы реализации программных задач и мер по осуществлению противопожарной защиты лесов на 2000-2005 годы изложены в приложении 1.

1. Организация борьбы с лесными пожарами


Для преодоления негативных тенденций в деле охраны лесов от пожаров необходимо осуществление целенаправленных, скоординированных действий Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству (далее - Госкомлес Чувашской Республики) и других заинтересованных министерств и органов исполнительной власти, лесхозов, позволяющих создать надежную охрану лесов от пожаров.

1.1. Мероприятия но предупреждению возникновения лесных пожаров


Около 90 процентов всех случаев пожаров возникает по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесах. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Разные, общественные организации, деятельность которых связана с посещением лесов (общество охотников и рыболовов, общество охраны природы и др.), слабо ведут агитационно-разъяснительную работу среди своих членов об осторожном обращении с огнем в лесу.

Должностными лицами государственной лесной охраны осуществляется государственный пожарный надзор за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах. Так, в 1999 году за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах было оштрафовано 398 человек. Данные государственного пожарного надзора в лесном фонде используются в дальнейшем для проведения противопожарной пропаганды.

Планируется ежегодное проведение среди школьников республиканского конкурса "Подрост" и слета школьных лесничеств - раз в 2 года, а также ежегодных республиканских Дней защиты от экологической опасности (Дни экологических знаний, земли, памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Международный день защиты детей. Всемирный день окружающей среды. День эколога Российской Федерации, День птиц). Цель этих мероприятий - развитие и совершенствование природоохранной работы учащихся, повышение ее роли в комплексном решении задач трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания подрастающего поколения.

Программой предусмотрены изготовление и установление 1135 единиц средств наглядной агитации (витрины, аншлаги, панно), а также выпуск и распространение 70,2 тыс. листовок, памяток и буклетов, выпуск двух теле-, магнитофильмов по природоохранной тематике.

Намечается ежедневное вещание о пожарной обстановке в лесах по телевидению и радио в пожароопасный период, до 300 выступлений на радио, телевидении и в печати в год, 810 лекции, бесед и докладов среди населения.

Стоимость затрат на совершенствование противопожарной пропаганды составляет 750 тыс. рублей.

1.2. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров


Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.

В 1998-1999 годах в лесах Чувашской Республики проложено 843 км указанных барьеров. Уход за ранее проложенными барьерами выполнен в объеме 8395 км. В программный период указанные барьеры намечается создать во всех хвойных лесах наземной охраны лесов, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.

Таблица I.

Объемы работ по обустройству лесной территории (км)


Наименование статей расхода

Всего

2000 г.

2001-2005 гг.

Создание противопожарных барьеров (разрывов, заслонов, опушек, минерализованных полос и т.д.)

3375

550

2825

Уход за противопожарными барьерами

30900

5140

25760

Строительство дорог противопожарного назначения

129

21

108

Уход за дорогами противопожарного назначения

392

64

328

Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.

1.3. Организационно-технические мероприятия


Одновременно с наступлением пожароопасного сезона Госкомлес Чувашской Республики начинает получать прогнозы о пожароопасной ситуации в лесах от Чувашского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, договорные отношения с которым предусматривают представление в течение программных лет круга необходимых метеорологических данных по профилю отрасли. Это позволяет лесопожарным службам системы лесного хозяйства адаптироваться к быстроменяющейся пожарной обстановке и принять правильную тактику в лесоохранной деятельности.

На территории лесного фонда Чувашской Республики установлено 38 пожарно-наблюдательных вышек, обслуживающих 80 процентов площади лесов. Обнаружение лесных пожаров осуществляется визуально с пожарно-наблюдательных вышек, а также с патрульных самолетов. Проводится наземное патрулирование лесов по заранее намеченным маршрутам. Для обеспечения контроля за пожарной обстановкой на всей территории (хвойные леса) наземной охраны лесов Программой предусматривается приобретение и установка дополнительно 5 пожарно-наблюдательных вышек.

Для обеспечения борьбы с лесными пожарами созданы и действуют 33 пожарно-химические станции первого, второго и третьего типа. Намечается в 2000-2005 годах построить 12 производственных помещений пожарно-химических станций и организовать 5 новых станций. Предусматриваются ежегодное проведение тактико-специальных учений служб Госкомлеса Чувашской Республики с подразделениями Государственной пожарной службы по отработке взаимодействия при тушении лесных пожаров и подготовка на договорной основе водителей пожарных автомобилей пожарнохимических станций на базе учебного пункта управления Государственной пожарной службы Министерства внутренних дел Чувашской Республики.

По состоянию на 1 января 2000 г. службы пожаротушения Госкомлеса Чувашской Республики укомплектованы работоспособной пожарной техникой, механизмами и оборудованием в среднем на 60 процентов. Неполная оснащенность служб пожаротушения работоспособной техникой и техническим оборудованием снижает эффективность их применения в борьбе с лесными пожарами. Повышение оперативности тушения лесных пожаров силами наземной охраны лесов предусматривается путем укомплектования существующих пожарно-химическнх станций до нормативного уровня технического оснащения. Потребность в технике, машинах и оборудовании для оснащения лесопожарных служб приводится в приложении 2.

Меры, принимаемые по доукомплектованию пожарно-химических станций техническими средствами пожаротушения и организации дополнительного количества пожарно-химичесхнх станций, позволяют обеспечить оперативное тушение возникающих пожаров в условиях низкой и средней горимости.

Ежегодная потребность в авиапатрулировании в целях своевременного обнаружения лесных пожаров и оперативного наблюдения за санитарным состоянием лесных массивов составляет примерно 150-160 летных часов.

В связи с передачей Чебоксарской авиаточки из состава ЗападноУральской авиабазы Госкомлесу Чувашской Республики и недостаточным выделением средств на эти цели возникли трудности по аренде воздушного судна и найму специалиста по наблюдению (летчик-наблюдатель). Предстоит подготовить летчика-наблюдателя со специальным лесным образованием в учебном центре центральной базы "Авиалесоохрана"

Для оперативного взаимодействия между лесхозами и лесничествами, а также между пожарно-наблюдательными вышками и автоцистернами необходима устойчивая радиосвязь. Однако современное состояние радиосвязи в лесном хозяйстве, особенно в части обеспечения переносными и передвижными радиостанциями, не позволяет полностью осуществить поставленную задачу по организации охраны лесов от пожаров. Для эффективной и бесперебойной связи нужны более современные однотипные радиостанции. Для этих целей потребуется примерно 1,3 млн. рублей (в ценах 1999 г.).

Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин (ДПД) лесхозов и лесничеств, они могут стать значительной силой в решении лесопожарной проблемы при условиях чрезвычайной пожарной опасности. Ориентировочная численность ДПД составит около 800 человек. В качестве стимулирующих факторов для членов ДПД предусматриваются выплаты за дежурство и привлечение к работе по тушению лесных пожаров, предоставление им топливных дров и сенокосных участков.

1.4. Ресурсное обеспечение Программы


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд находятся в федеральной собственности. Расходы на государственное управление и осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, а также капитальные вложения в охрану лесов финансируются за счет средств федерального бюджета. Поэтому основным источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является федеральный бюджет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»